Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна высотой до 3 м крутизной 1:1,5 синтетическими текстильными материалами.
Синтетические текстильные материалы (СТМ) применяются при укреплении откосов мокрых выемок, подтапливаемых насыпей, а также при необходимости упрочнения откосных частей земляного полотна.
Для укрепления откосов земляного полотна используются как сплошные СТМ, так и мелкоячеистые, требующие заполнения ячеек (посевом трав).
В зависимости от вида, назначения или условий работы конструкции укрепления прослойка из СТМ выполняет роль:
-покрытия (сплошного или мелкоячеистого), защищающего откос от водной или ветровой эрозии;
- армирующего элемента, повышающего устойчивость откосов;
- обратного фильтра;
- фильтра, предотвращающего вынос частиц грунтовыми водами.
В состав работ входят:
- укладка СТМ на поверхность, откоса;
- приготовление торфо-песчаной смеси;
- нанесение торфо-песчаной смеси на откос.
До начала работ по укреплению откосов необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП "Автомобильные дороги" и СНиП "Земляные сооружения, основания и фундаменты".
Работы по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами ведет механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рис.1). Длина захватки определяется в зависимости от ширины откоса.

Рис.1. Схема организации и производства работ
Операции, выполняемые на захватках:
1-ая захватка - доставка автомобилем / и выгрузка СТМ на обочину; раскатка СТМ по откосу; закрепление полотнищ СТМ металлическими скобами;
2-ая захватка - доставка песка автосамосвалом IIи выгрузка его на обочину; разравнивание песка на обочине автогрейдером III;доставка торфа автосамосвалом IVи выгрузка его на спланированный песок; разравнивание торфа на обочине по слою песка автогрейдером ///; перемешивание торфа с песком автогрейдером /// на обочине; надвижка торфо-песчаной смеси на откос автогрейдером; разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе автогрейдером ///, оборудованным откосником.
1-4- последовательность проходов автогрейдера. Стрелкой указано направление потока.
Численность механизированной бригады 6 чел.:
Машинист автокрана 5 разр. - 1;
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1;
Дорожный рабочий 2 разр. - 2;
Дорожный рабочий 3 разр. - 2.
На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
- выгрузка СТМ на обочину;
- раскатка рулона по поверхности откоса;
- закрепление верхнего и нижнего краев полотнища.
К месту укладки СТМ доставляют в рулонах на бортовых автомобилях ЗИЛ-130. Масса рулона 50-150 кг, длина полотна 70-500, ширина 1,5-5 м. Рулоны необходимо предохранять от намокания, чтобы не затруднялась их раскатка.
СТМ выгружают на обочину автокраном грузоподъемностью 3 т. В погрузке и выгрузке СТМ принимают участие дорожные рабочие.
Раскатывают рулон поперек откоса сверху вниз, затем снизу вверх. Возле подошвы откоса полотно отрезают от рулона с учетом запаса на закрепление и раскатывают рулон в обратном направлении. Верхний край полотна выводят на обочину и закрепляют скобами.
Раскатывают СТМ трое дорожных рабочих: двое раскатывают поверхности откоса, третий проверяет правильность раскатки СТМ, отрезает полотно от рулона и закрепляет его края скобами.
Смежные полотнища СТМ сшивают с помощью портативных швейных машинок. Ширина нахлестки материала 10 см. Шов должен проходить не ближе чем в 3 см от края полотна. Производительность - до 250 м стыка в час.
Для соединения полотнищ может быть применена сварка паяльной лампой. Ширина нахлестки 20 см. Производительность сварки - 50 м шва в час.
Для закрепления краев полотнищ на обочине и у подошвы насыпи используют проволочные скобы из проволоки диаметром 3-4 мм. Длина скоб 150, загнутых концов - 60-80 мм.
На второй захватке выполняют следующие технологические операции:
- приготовление торфо-песчаной смеси;
- перемещение торфо-песчаной смеси на откос;
- разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе;
- засыпка СТМ на обочине песком.
Торфо-песчаную смесь готовят на обочине, смешивая ее составляющие (торф и песок) автогрейдером ДЗ-31-1. Соотношение торфа и песка в смеси определяется для каждого конкретного случая в зависимости от местных условий.
Песок и торф доставляются на место производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для получения на откосе защитного слоя толщиной 8 см.
Разравнивание песка, а затем торфа производится автогрейдером за три прохода. Нож автогрейдера устанавливают под углом 80-90°.
Перемешивают песок с торфом автогрейдером ДЗ-31-1 за 15 проходов, распределяя смесь по ширине обочины, а затем собирая материал в валик.
Приготовленную торфо-песчаную смесь перемещают на откос автогрейдером за четыре прохода. Движение автогрейдера осуществляется по челночной схеме. Нож автогрейдера должен быть установлен под углом захвата 45-50°.
Разравнивают торфо-песчаную смесь на откосе автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным удлинителем. Работы следует начинать с верхней части откоса. Ее планируют за два прохода автогрейдера, который движется вдоль бровки земляного полотна. Нож с удлинителем устанавливается по проектной крутизне откоса. Затем планируется нижняя часть откоса при движении автогрейдера вдоль подошвы земляного полотна.
Песок для присыпки СТМ на обочине транспортируют к месту производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для устройства слоя толщиной 3 см, и выгружают в кучи непосредственно на уложенный синтетический текстильный материал. Затем автогрейдером ДЗ-31-1 разравнивают песок на обочине за два прохода. Разравнивание песка производится по челночной схеме.
Калькуляция трудовых затрат на укрепление 1000 м откоса синтетическими текстильными материалами приведена в табл. 1, 2.
При операционном контроле качества работ по укреплению откосов СТМ следует проверять:
- качество планировки откоса;
- качество СТМ;
-ровность укладки полотнищ;
- перекрытие полотнищ;
- качество устройства швов;
- закрепление полотнищ СТМ;
- соотношение песка и торфа;
- степень перемешивания смеси;
- толщину слоя и равномерность распределения смеси.
Качество выполнения работ контролируют согласно табл.3.
(на 1000 м откоса)
Затраты труда - 4,12 чел. - дня;
Потребность в машинах - 0,3 маш. - смены;
Выработка на одного рабочего - 160,00 м ;
Потребность в основных материалах определена из расчета на 1000 м укрепляемого откоса:
Рулоны СТМ (1,5х70 м) - 9,5 шт.;
Песок (для засыпки обочин) - 16 м ;
Торфо-песчаная смесь - 88 м ;
Проволочные скобы - 1020 шт.
Процентное содержание торфа в торфо-песчаной смеси для каждого конкретного случая определяется расчетом.
Работы выполняют автогрейдером ДЗ-31-1.
При производстве работ по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, (гл.5. Земляные работы).
Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.
Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
Таблица 1
|
|
|
|
|
На единицу измерения
|
На объем
|
|
Обоснование
|
Работа
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем
|
Норма времени, чел. - ч (маш. - ч)
|
Расценка, р. - к.
|
Трудо-
емкость, чел. - ч (маш. - ч)
|
Прямая заработная плата, р. - к.
|
По расчету
|
Выгрузка рулонов СТМ из автомобиля на обочину автокраном грузоподъемностью до 3 т
|
Машинист
5 разр. - 1
|
1 т
|
0,5
|
0,158 (0,158)
|
0-12,8
|
0,08 (0,08)
|
0-06
|
По расчету
|
Выгрузка рулонов СТМ из автомобиля на обочину автокраном грузоподъемностью до 3 т
|
Такелажники:
3 разр. - 1
2 разр. - 1
|
1 т
|
0,5
|
0,316 (-)
|
0-21,5
|
0,16 (-)
|
0-11
|
По расчету
|
Раскатка рулонов по поверхности откоса и обо чине вручную с одновременным закреплением СТМ проволочными скобами
|
Дорожные рабочие:
2 разр.- 2
3 разр. -1
|
100 м
|
10
|
3,00 (-)
|
2-01
|
30,00 (-)
|
20-10
|
§ Е2-1-39, п.Зв
|
Разравнивание куч песка автогрейдером ДЗ-31-1 за три прохода по одному следу
|
Машинист
6 разр. - 1
|
1000 м
|
1,0
|
0,26 (0,26)
|
0-27,6
|
0,26 (0,26)
|
0-28
|
§ Е2-1-39 п.Зв
|
Разравнивание куч торфа автогрейдером ДЗ-31-1 за три прохода по одному следу
|
Машинист
6 разр.- 1
|
1000 м
|
1,0
|
0,26 (0,26)
|
0-27,6
|
0,26 (0,26)
|
0-28
|
Таблица 2
|
|
|
|
|
На единицу измерения
|
На объем
|
|
Обоснование
|
Работа
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем
|
Норма времени, чел. - ч (маш. - ч)
|
Расценка, р. - к.
|
Трудоемкость, чел. - ч (маш. - ч)
|
Прямая заработная плата, р. - к.
|
§ Е17-4, примеч.
|
Перемешивание песка и торфа автогрейдером ДЗ-31-1 за 15 проходов
|
Машинист
6 разр. - 1
|
100 м
|
10
|
0,16 (0,16)
|
0-17,6
|
1,6 (1,6)
|
1-76
|
Н. вр. = 0,01х16=0,16
|
|
Расц. (001,1)х16=0-17,6
|
|
§ Е2-1-39 п.Зв
|
Перемещение торфо-песчаной смеси на откос автогрейдером ДЗ-31-1 за 4 прохода
|
Машинист
6 разр. - 1
|
1000 м
|
1
|
0,26 (0,26)
|
0-27,6
|
0,26 (0,26)
|
0-28
|
§ Е2-1-39 п.Зв
|
Разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе слоем 9 см автогрейдером ДЗ-31-1
|
Машинист
6 разр. - 1
|
1000 м
|
1,0
|
0,26 (0,26)
|
0-27,6
|
0,26 (0,26)
|
0-28
|
§ Е17-4, табл. 2, п.1а
|
Разравнивание песка на обочине слоем 3 см автогрейдером ДЗ-31-1 за два прохода
|
Машинист
6 разр. - 1
|
1000 м
|
1,0
|
0,08 (0,08).
|
0-08,5
|
0,08 (0,08)
|
0-09
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
32,96 (2,8)
|
23-24
|
Таблица 3
Операция
|
Объект контроля
|
Лицо, осуществляющее контроль
|
Вид контроля
|
Укладка СТМ на поверхности откоса
|
Ровность укладки полотнищ, ширина перекрытия полотнищ, швы, закрепление СТМ
|
Мастер
|
Визуальный
|
Приготовление торфо-песчаной смеси
|
Качество песка и торфа, качество перемешивания материалов, процентное соотношение песка и торфа
|
Мастер, лаборант
|
Лабораторный, визуальный
|
Нанесение торфо-песчаной смеси на откос
|
Толщина слоя, равномерность нанесения смеси
|
Мастер
|
Визуальный, инструментальный
|
Материал разработан
научным сотрудником ВИТУ Олейником В. А.
|