Технологическая карта разработана на укрепление откосов насыпей у малых мостов и путепроводов блоками П-1 при высоте насыпей до 6,0 м.
В состав работ входят:
- устройство траншеи под бетонный упор экскаватором;
- установка блоков упора с помощью автокрана;
- укладка блоков на откос;
- крепление блоков.
До начала работ по укреплению откосов насыпи у малых мостов и путепроводов необходимо:
- устроить водоотвод;
- произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и СНиП "Автомобильные дороги";
- выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки элементов в соответствии с проектом.
Бетон, применяемый для изготовления блоков, должен отвечать требованиям ГОСТ.
Блоки П-1 изготавливают на базах ЖБК, складируют на специальные поддоны-кассеты, грузят краном на бортовые автомобили и доставляют на объект строительства.
Для обеспечения непрерывности производства работ на объекте должен быть запас блоков на две-три сменные захватки.
Численность комплексной бригады 10 чел.:
Машинист экскаватора 5 разр. - 1;
Машинист автокрана 5 разр. - 1;
Монтажник 4 разр. - 1;
Монтажник 3 разр. - 1;
Бетонщик 4 разр. - 1;
Бетонщик 3 разр. - 1;
Бетонщик 2 разр. - 1;
Бетонщик 1 разр. - 1;
Дорожный рабочий 3 разр. - 1;
Дорожный рабочий 2 разр. - 1.
Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.
Работы по укреплению откосов насыпи у малых мостов ведет комплексная механизированная бригада на трех захватках (рис. 1).

Рис. 1. Схема организации и производства работ
Операции, выполняемые на захватках:
1-я захватка - рытье траншеи под бетонный упор экскаватором /; срезка недобора грунта вручную; установка бетонных блоков упора с помощью автокрана //; обратная засыпка пазух траншеи; устройство бетонной ленты;
2-я захватка - разравнивание щебня на откосе землеройно-планировочной машиной III;окончательная планировка щебеночной подготовки вручную; уплотнение щебеночной подготовки пневмотрамбовкой; установка асфальтовых планок;
3-я захватка - укладка бетонных плит на откосе; омоноличивание швов цементным раствором.
Стрелкой указано направление потока.
На первой захватке выполняют следующие технологические операции:
- рытье траншеи под бетонный упор экскаватором;
- срезка недобора грунта вручную;
- установка бетонных блоков упора с помощью автокрана;
- обратная засыпка пазух траншей с трамбованием;
- устройство бетонной ленты.
Для рытья траншеи под упор используют экскаватор ЭО-2621А с обратной лопатой (ковш вместимостью 0,25 м ). Траншею прокладывают вдоль подошвы откоса земляного полотна согласно разбивочным точкам на глубину, несколько меньшую проектной.
Углубляют дно траншеи и доводят ее геометрические размеры до проектных вручную вслед за экскаваторными работами.
Бетонные блоки разгружают автокраном КС-2561 грузоподъемностью 5 т, равномерно раскладывая их вдоль траншеи. Для раскладки блоков привлекаются два такелажника из числа рабочих, входящих в звено по устройству бетонного упора.
Блоки устанавливают на основание из бетона или цементного раствора с последующей заливкой швов цементным раствором и расшивкой швов. По мере устройства бетонного упора засыпают пазухи траншеи грунтом вручную. Засыпка производится слоями с разбивкой комьев грунта и послойным уплотнением пневматической трамбовкой.
При необходимости в процессе уплотнения грунт поливают водой.
Бетонную ленту вдоль бетонного упора устраивают через 7-10 дней после установки и омоноличивания блоков бетонного упора (время, необходимое для набора бетоном прочности).
Для устройства бетонной ленты применяется бетон гидротехнический класса В15. Бетонную смесь на объект строительства доставляют автомобилями-самосвалами ЗИЛ-ММЗ-555 и выгружают равномерно на два-три поддона у края бетонного упора.
Сменная производительность звена из 6 чел. при устройстве упора - 35-40 м.
Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м упора приведена в табл. 1, 2.
На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
- разравнивание щебня на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной;
- окончательная планировка щебеночной подготовки вручную;
- уплотнение щебеночной подготовки трамбовкой;
- раскладка элементов на откосе с помощью автокрана;
- установка асфальтовых планок.
Щебень для устройства подготовки завозят автомобилями-самосвалами и выгружают так, чтобы основная его часть попадала сразу на откос. Дальнейшее распределение и планировка щебня производятся универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010 с верхней стоянки.
Если вылет стрелы не обеспечивает распределение щебня по всей длине откоса, работу необходимо выполнять с верхней и нижней стоянок машины.
После планировки откоса с одной стоянки универсальную землеройно-планировочную машину перемещают по фронту работ на 2,3-2,4 м и продолжают работу, перекрывая спланированную полосу на 10-20 см. По окончании планировки универсальную землеройно-планировочную машину используют на других работах.
Окончательная планировка поверхности подстилающего слоя после механизированного разравнивания выполняется вручную (доработка поверхности подстилающего слоя, выравнивание краев, снятие лишнего материала, подсыпка заниженных мест и т.д.).
Уплотняют щебеночную подготовку на откосе с помощью пневмотрамбовки ТР-4, ведя работы снизу вверх. В процессе уплотнения при каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади.
Разгрузка бетонных блоков П-1 предусматривается автокраном КС-1562А с равномерной раскладкой блоков по обочине или на поверхности откоса.
Поверхность укрепляемого откоса разбивается на карты с помощью асфальтовых планок толщиной 3 см и высотой 12 см. Подготавливают и устанавливают планки вручную.
На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
- укладка бетонных плит П-1 вручную;
- омоноличивание раствором швов между плитами.
В карте расстилают цементный раствор слоем толщиной 2 см, раскладывают плиты, заполняют цементным раствором полости, образовавшиеся в углах плит. После этого приступают к заполнению и укреплению следующей карты.
Калькуляция трудовых затрат на монтаж бетонных плит П-1 на 100 м откоса приведена в табл. 1, 2.
Качество работ контролируют согласно табл.3.
На устройство 100 м упора:
Затраты труда - 7,59 чел. - дня;
Потребность в машинах - 3,19 маш. - смены;
Выработка на одного рабочего - 16,7 м.
На укрепление 100 м откоса:
Затраты труда - 12,18 чел. - дня;
Потребность в машинах - 0,37 маш. - смены;
Выработка на одного рабочего - 10,0 м .
Потребность в материалах для укрепления 100 м откоса бетонными плитами П-1 определена расчетом:
Бетонные блоки - П-1400 шт.;
Щебень - 10,0 м ;
Асфальтовые доски - 0,36 м ;
Цементный раствор - 3,2 м .
Потребность в материалах для устройства 100 м бетонного упора из блоков У-2 определена расчетом:
Бетонные блоки У-2 - 50 шт.;
Бетон - 3,6 м .
Потребность механизированной бригады в машинах и механизмах определена из расчета оптимальной их загрузки:
Экскаватор ЭО-2621А - 1;
Автокран КС-2561 - 1;
Машина универсальная землеройно-планировочная Э-4010 - 1;
Пневмотрамбовка ручная ТР-4 - 1.
При производстве работ по укреплению откосов насыпей у малых мостов и путепроводов блоками П-1 необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах "Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, (гл.5. Земляные работы).
Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.
Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
Таблица 1
|
|
|
|
|
На един. измерения
|
На объем
|
|
Обоснование
|
Работа
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем
|
Норма времени, чел - ч
(маш. - ч)
|
Расценка, р.- к.
|
Трудоемкость, чел. - ч
(маш. - ч)
|
Прямая заработная плата,
р. - к.
|
Устройство бетонного упора
|
|
§ Е2-1-11, табл.7, п.16
|
Рытье траншей экскаватором с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы
|
Машинист
5 разр,- 1
|
100 м
|
1
|
5,90 (5,90)
|
5-37
|
5,90 (5,90)
|
5-37
|
§ Е2-1-50, табл.2, п.1е
|
Доработка траншеи вручную
|
Землекоп
2 разр.- 1
|
1 м
|
1
|
1,9 (-)
|
1-22
|
1,9 (-)
|
1-22
|
§ Е1-5, п.1а
|
Раскладка блоков с помощью автокрана
|
Машинист
5 разр - 1
|
100 т
|
0,09
|
11,0 (11,0)
|
11-66
|
0,99 (0,99)
|
1-04
|
§ Е1-5, п.1а
|
Раскладка блоков с помощью автокрана
|
Такелажники
2 разр.- 2
|
100 т
|
0,09
|
22,0 (-)
|
14-09
|
1,98 (-)
|
1-27
|
По расчету
|
Установка бетонных блоков с помощью автокрана
|
Машинист
5 разр - 1
|
1 элемент
|
50
|
0,206 (0,206)
|
0-18,3
|
10.3 (10,3)
|
9-15
|
По расчету
|
Установка бетонных блоков с помощью автокрана
|
Монтажники
4 разр - 1
3 разр. - 1
2 разр. - 1
|
1 элемент
|
50
|
0,62 (-)
|
0-43,8
|
31,0 (-)
|
21-90
|
По расчету
|
Обратная засыпка пазух траншеи грунтом вручную
|
Землекопы
2 разр - 1
1 разр. - 1
|
1 м
|
5
|
0,72 (-)
|
0-44,7
|
3,6 (-)
|
2-24
|
По расчету
|
Устройство сплошной бетонной ленты
|
Землекопы
4 разр - 1
2 разр. - 1
|
1 м
|
3,6
|
1,31 (-)
|
0-93,6
|
4,72 (-)
|
3-37
|
|
Итого на 100 м упора
|
|
|
|
|
|
60,69 (25,51)
|
45-56
|
Таблица 2
|
|
|
|
|
На един. измерения
|
На объем
|
|
Обоснование
|
Работа
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем
|
Норма времени, чел - ч
(маш. - ч)
|
Расценка, р.- к.
|
Трудоемкость, чел. - ч
(маш. - ч)
|
Прямая заработная плата,
р. - к.
|
Монтаж плит П-1
|
|
§ Е2-1-42, п. 2 (применительно)
|
Разравнивание щебня на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной (толщина слоя 10 см)
|
Машинист
6 разр. - 1
Помощник машиниста
5 разр. - 1
|
100 м
|
1
|
1,44 (0,72)
|
1-42
|
1,44 (0,72)
|
1-42
|
§ Е17-31, п. 2а
|
Окончательная планировка вручную щебеночной подготовка перед уплотнением
|
Дорожные рабочие
3 разр - 1
2 разр. -2
|
100 м
|
1
|
2,1 (-)
|
1-39
|
2,1 (-)
|
1-39
|
§ Е2-1-59, табл. п. 36, к = 1,2
|
Уплотнение щебеночной подготовки трамбовкой ТР-4
|
Землекоп
3 разр.- 1
|
100 м
|
1,0
|
4,32 (-)
|
2-76
|
4,32 (-)
|
2-76
|
Н. вр. = З,6х1,2 = 4,32
|
|
Расц. = (2-30) 1,2=2-76
|
|
§ Е1-5, п. 1а
|
Раскладка элементов на откосе автокраном
|
Машинист
5 разр.- 1
|
100 т
|
0,2
|
11,0(11,0)
|
11-66
|
2,20 (2,20)
|
2-33
|
§ Е1-5, п. 1а
|
Раскладка элементов на откосе автокраном
|
Такелажник
2 разр.- 2
|
100 т
|
0,2
|
22,0 (-)
|
14-09
|
4,4 (-)
|
2-82
|
§ Е20-2-41
|
Укладка бетонных плит П-1
|
Мостовщики
4 разр.- 1
3 разр. - 2
Дорожный рабочий
1 разр.- 1
|
100 м
|
1,0
|
66 (-)
|
45-87
|
6,6 (-)
|
45-87
|
§ Е20-2-45, п.5
|
Омоноличивание швов мен плитами раствором
|
Бетонщики
3 разр - 1
2 разр. - 1
|
1 м шва
|
10
|
3 0,17 (-)
|
0-11,4
|
,4 17,00 (-)
|
11-40
|
|
Итого на 100 м уложенных бетонных плит
|
|
|
|
97,46 (2,92)
|
67-99
|
|
Таблица 3
Операция
|
Предмет контроля
|
Вид контроля
|
Время контроля
|
Устройство бетонного упора
|
Проектные геометрические размеры, проектные отметки
|
Визуальный, инструментальный
|
До укладки блоков
|
Устройство щебеночной подготовки
|
Ровность поверхности, уплотнение
|
Визуальный
|
В процессе производства работ
|
Укладка асфальтовых планок
|
Ровность укладки, крепление
|
Визуальный, инструментальный
|
В процессе производства работ
|
Укладка плит
|
Ровность поверхности
|
Визуальный
|
В процессе производства работ
|
Материал разработан
научным сотрудником ВИТУ Олейником В. А.
|