//

Типовые технологические карты на нулевой цикл

//
Дом arrow ТТК по нулевому циклу arrow ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134
ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

 

 

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

 

РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ ЭКСКАВАТОРОМ ЭТР-134

 

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

 

     Типовая технологическая карта разработана на разработку траншей экскаватором ЭТР-134.

     

     

Экскаваторы непрерывного действия

 

     

     Это землеройные машины, выполняющие все операции технологического цикла (разработку грунта, транспортировку его на поверхность и выгрузку в отвал или транспортное средство) одновременно.

     

     Многоковшовые экскаваторы - землеройные машины непрерывного действия, наиболее эффективные при разработке выемок постоянного поперечного сечения и большой протяженности.

     

     Экскаваторы поперечного копания используют, как правило, при разработке карьеров, больших котлованов, прокладке каналов, планировке откосов постоянных выемок значительных размеров и т.д.

     

     В строительстве наибольшее распространение получили многоковшовые экскаваторы продольного копания, которые применяют для разработки траншей при устройстве инженерных коммуникаций с глубиной прокладки до 3,5 м.

     

     Технологические возможности этих машин зависят от конструкции рабочего органа. Он может быть выполнен в виде ковшового ротора или рамы с ковшовой цепью. Экскаваторы с ковшовой цепью обеспечивают разработку траншей на большую глубину, чем роторные.

     

     Схемы работы экскаваторов и профили траншей представлены на рис.1.     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.1. Схема работы многоковшовых экскаваторов:

а - экскаватор с ковшовой цепью; б - роторный экскаватор; 1 - базовая машина; 2 - система управления положением рабочего органа;

3 - ковшовая цепь; 4 - ковшовый ротор; 5 - ленточный транспортер; в - д - профили траншей, разрабатываемых многоковшовыми экскаваторами

     

     

     Наиболее широко экскаваторы непрерывного действия применяют для отрывки протяженных выработок прямоугольного (траншеи) и трапециедального (каналы) сечений в грунтах I - IV категорий без крупных (до 200 мм) каменистых включений. Глубина выработок может достигать 0,5-4 м (в отдельных случаях - до 6 м) при ширине по дну 0,25-2 м с заложением откосов от 1:1 до 1:2.

     

     Совместно с другими видами машин и вспомогательного оборудования экскаваторы непрерывного действия образуют технологические комплексы, предназначенные для выполнения различных видов работ при строительстве нефте- и газопроводов, оросительных и осушительных каналов, устройстве дренажных систем, закрытых напорных водоводов, добыче и переработке нерудных строительных материалов, строительстве подземных кабельных линий связи и электропередач, других коммуникаций.

     

     Экскаваторы непрерывного действия классифицируют по назначению, типу рабочего органа и характеру его перемещения в пространстве.

     

     Для экскаваторов непрерывного действия принята буквенно-цифровая индексация. Буквенная часть индекса характеризует тип рабочего органа: ЭТР - рабочий орган роторного типа; ЭТЦ - рабочий орган цепного типа. Две первые цифры отражают глубину копания, дм, третья - порядковый номер модели; для экскаваторов роторных стреловых первые три цифры - вместимость ковша, л, четвертая - порядковый номер модели; для экскаваторов поперечного копания первые две цифры - вместимость ковша, л, третья - порядковый номер модели. При модернизации после цифр добавляют буквы по порядку русского алфавита.

     

     Траншейный роторный экскаватор(рис.2) разрабатывает траншеи в мерзлых грунтах под различные коммуникации. Он смонтирован на базе трелевочного трактора 1,который оборудован объемным гидроприводом для бесступенчатого регулированиями рабочей скорости передвижения машины.     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.2. Экскаватор траншейный роторный:

1- трактор; 2- механизм подъема рабочего оборудования; 3 -основная рама; 4- штанга; 5- гидромотор привода ротора; 6- редуктор привода ротора; 7- рама рабочего оборудования; 8- зачистное устройство; 9- ротор; 10- зуб; 11- опора ротора

     

     Основным рабочим органом является ротор 9, установленный в опорных цапфах 11рамы 7. По периметру ротора равномерно размещены режущие зубья 10с твердосплавными пластинами. Рама ротора 7штангами 4соединена с основной рамой 3.Ротор переводится в рабочее и транспортное положение при помощи гидроцилиндров 2. Привод ротора внецентренный, что дает возможность на 15-30% увеличить глубину отрываемых траншей без увеличения диаметра. Вращает ротор высокомоментный гидромотор 5через редуктор 6.Дно траншеи зачищается специальным зачистным устройством 8,жестко связанным с рамой 7ротора.

     

     Техническая производительность экскаватора на грунтах с прочностью до 200 ударов ударника ДорНИИ составляет 300-350 ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 при глубине траншеи 1,3 и ширине 0,28 м.

     

     

Производство работ экскаваторами непрерывного действия

 

     

     Разработка грунта экскаваторами непрерывного действия осуществляется по следующей технологии. До начала разработки грунта поверхность земли по трассе траншеи выравнивается бульдозером. Ширина этой полосы должна быть не менее ширины гусеничного хода экскаватора. После планировочных работ и разбивки осей отрывка грунта в траншее, как правило, ведется в сторону повышения рельефа. При этом отвал грунта размещается с одной стороны (преимущественно с нагорной) для защиты траншеи от поверхностных вод. Заданный продольный уклон траншеи и глубину разработки грунта регулируют подъемом или опусканием рабочего органа (ротора или ковшовой цепи) экскаватора (рис.3).

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

Рис.3. Разработка траншей многоковшовыми экскаваторами черпания:

     

а - цепным экскаватором; б - роторным экскаватором; в - поперечный профиль траншеи и временного отвала

     

     

Классификация и основные строительные свойства грунтов

 

     

     По своему строению грунты можно разделить на сцементированные (или скальные) и несцементированные.

     

     Скальные грунты состоят из каменных горных пород, с трудом поддающихся разработке взрыванием или дроблением клиньями, отбойными молотками и т.п. Скелет несцементированных грунтов обычно состоит из песчаных, пылеватых и глинистых частиц, в зависимости от содержания которых грунты называются: песок, супесь (супесок), суглинок, глина (табл.1.1).

     

     В зависимости от содержания глинистых частиц глину называют тощейили жирной,в зависимости от трудоемкости разработки - легкой или тяжелой. Особо трудоемкая для разработки глина называется ломовой.

Таблица 1.1

Параметры и классификация грунтов

 

 

 

 

Параметр

Песок

Супесь

Суглинок

Глина

Угол естественного

откоса при естествен

ной влажности, град.

25...30

30...40

40... 50

40...45

Содержание частиц, %:

глинистых

До 5

До 12

12... 33

Более 33

песчаных

Более 80

Более 50

-

-

Оптимальная влажность уплотнения, %

8... 12

9... 15

12...20

19... 23

 

          

     Примечание. Прочерк означает, что параметр не нормируется.

     

     

     К основным свойствам грунтов, влияющим на технологию и трудоемкость их разработки, относятся плотность, влажность, сцепление, разрыхляемость, угол естественного откоса, удельное сопротивление резанию, водоудерживающая способность.

     

     Плотностьюназывается масса 1 мТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 грунта в естественном состоянии (в плотном теле). Плотность несцементированных грунтов 1,2...2,1 ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, скальных - до 3,3 ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134.

     

     Влажностьхарактеризуется степенью насыщения грунта водой и определяется отношением массы воды в грунте к массе твердых частиц грунта, выражается в процентах. При влажности более 30 % грунты считаются мокрыми, а при влажности до 5 % - сухими. Чем выше влажность грунта, тем выше трудоемкость его разработки. Исключение составляет глина - сухую глину разрабатывать труднее. Однако при значительной влажности у глинистых грунтов появляется липкость, которая усложняет их разработку.

     

     Сцепление- сопротивление грунта сдвигу. Сила сцепления для песчаных грунтов составляет 3... 50 кПа, для глинистых - 5...200 кПа.

     

     От плотности и силы сцепления между частицами грунта в основном зависит производительность землеройных машин. Классификация основных видов грунтов по трудоемкости их разработки в зависимости от конструктивных особенностей используемых землеройных машин и свойств грунта приведена в табл.1.2.

     

     

Таблица 1.2

Распределение немерзлых грунтов на группы в зависимости от трудности их разработки механизированным способом

 

     

Наименование и характеристика грунтов

Средняя плотность в естественном залегании, ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 

Разработка грунта

 

экскаваторами

 

траншейными цепными

траншейными роторными

Глина:

жирная мягкая без примесей

1800

II

II

жирная мягкая с примесью

щебня, гравия, гальки или

строительного мусора

свыше 10% по объему

1900

-

III

тяжелая ломовая сланцевая, твердая карбонная

1950... 2150

-

IV

Грунт растительного слоя:

без корней и примесей

1200

I

I

с корнями кустарника и деревьев

1200

II

II

Песок

1600

II

II

Скальные грунты, предварительно разрыхленные

-

-

-

Суглинок:

легкий и лессовидный с примесью щебня, гальки или строительного мусора до 10 % по объему

1700

II

II

тяжелый без примесей и с примесью щебня, гравия, гальки или строительного

мусора до 10 % по объему

1750

-

II

то же, с примесью свыше 10% по объему

1950

-

IV

Супесь:

без примесей, а также с примесью гравия, гальки, щебня или строительного мусора до 10 % по объему

1650

II

II

с примесью свыше 10 % по объему

1850

-

II

Строительный мусор рыхлый и слежавшийся

1800

-

-

Торф:

с корнями толщиной до 30 мм

850+1100

I

I

то же, более 30 мм

900+1200

-

-

Чернозем и каштановый грунт:

мягкий

1300

I

I

отвердевший

1200

II

II

     

     

     При разработке грунтов вручную их делят на семь групп. Как при механизированной, так и при ручной разработке в состав первой группы входят легко разрабатываемые грунты, а последней - самые трудно разрабатываемые.

     

     Грунт при разработке разрыхляется и увеличивается в объеме. Это явление, называемое первоначальным разрыхлениемгрунта, характеризуется коэффициентом первоначального рыхленияКТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134,который представляет собой отношение объема разрыхленного грунта к объему грунта в естественном состоянии. Уложенный в насыпь разрыхленный грунт уплотняется под влиянием массы вышележащих слоев грунта или механического уплотнения, движения транспорта, смачивания дождем и т.д.

     

     Однако грунт длительное время не занимает того объема, который он занимал до разработки, сохраняя остаточное разрыхление,показателем которого является коэффициент остаточного разрыхлениягрунта КТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134.

     

     Степень первоначального и остаточного разрыхления грунтов приведена в табл.1.3. Для обеспечения устойчивости земляных сооружений их возводят с откосами, крутизна которых характеризуется отношением высоты к заложению (рис.4):

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134,

     

     где:

     

     т- коэффициент заложения.

     

     Крутизна откоса зависит от угла естественного откосаб,при котором грунт находится в состоянии предельного равновесия.

     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.4. Крутизна откоса

          

Таблица 1.3

Показатели разрыхления грунтов

 

     

Наименования грунтов

Первоначальное увеличение объема грунта после разработки, %

Остаточное разрыхление грунта, %

Глина ломовая

28... 32

6...9

Гравийно-галечные

16... 20

5...8

Растительный

20...25

3...4

Лесс мягкий

18...24

3...6

Лесс твердый

24... 30

4...7

Песок

10... 15

2...5

Скальные

45...50

20...30

Солончак и солонец:

мягкий

20... 26

3...6

твердый

28...32

5...9

Суглинок:

легкий и лессовидный

18...24

3...6

тяжелый

24... 30

5...8

Супесь

12... 17

3...5

Торф

24... 30

8... 10

Чернозем и каштановый

22...28

5...7

     

     

     Нормативные значения крутизны откосов для временных земляных сооружений приведены в табл.1.4. При глубине выемки более 5 м крутизна откосов устанавливается проектом. Откосы постоянных сооружений делаются более пологими, чем откосы временных сооружений, и бывают не менее, чем 1:1,5.

     

     Водоудерживающая способностьили сопротивляемость грунта прониканию воды очень высока у глинистых грунтов и низка у песчаных. По этой причине  последние называются дренирующими,т.е. хорошо пропускающими воду, а первые - недренирующими.

     

     Дренирующая способность грунтов характеризуется коэффициентом фильтрацииК,равным 1... 150 ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134.

     

Таблица 1.4

Крутизна откосов в зависимости от вида грунта и глубины выемки

 

     

Наименования грунтов

Крутизна откосов (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более

 

1,5

3

5

Насыпной неуплотненный

1:0,67

1:1

1:1,25

Песчаный и гравийный

1:0,5

1:1

1:1

Супесь

1:0,25

1:0,67

1:0,85

Суглинок

1:0

1:0,5

1:0,75

Глина

1:0

1:0,25

1:0,5

Лессы и лессовидные

1:0

1:0,5

1:0,5

 

 

Подготовка строительной площадки

 

     

     Для создания благоприятных условий начала строительных работ предварительно выполняют подготовительные работы.

     

     В состав работ по подготовке строительной площадки под новое строительство входят: ограждение участка; расчистка территории и снос существующих строений; перетрассировка мешающих инженерных сетей; защита территории от стока поверхностных вод; прокладка временных коммуникаций и дорог; устройство временных бытовых, складских, культурно-административных и других помещений.

     

     После расчистки территории выполняют работы по созданию опорной геодезической сети, устанавливают обноску и производят геодезическую разбивку зданий и сооружений.

     

     Состав подготовительных работ при реконструкции действующего предприятия в значительной степени зависит от местных условий. Строители стараются максимально использовать имеющиеся инженерные сети, бытовые и административные службы часто размещают во временно освобождающихся помещениях, возводят по плану капитального строительства реконструируемого предприятия здания, которые временно используют для нужд строительства и т.д.

     

     Надземные и подземные инженерные коммуникации, линии связи и электропередачи и другие сооружения, затрудняющие производство работ, демонтируют или переносят на места, определяемые проектом, под наблюдением специалистов соответствующих организаций.

     

     В подготовительный период, иногда достигающий 40 % продолжительности всего строительства, бывает необходимо создать индустриальную базу производства по изготовлению строительных изделий и деталей, растворных и бетонных смесей; связать строительную площадку с основными дорогами, энергетическими и инженерными сетями и т.п.

     

     От тщательности выполнения заданий подготовительного периода в большой степени зависит успех проведения всех основных строительно-монтажных работ по возведению или реконструкции зданий и сооружений, инженерных сетей и пусковых комплексов. Объем работ подготовительного периода определяется в ПОС и уточняется в ППР.

     

     

Технология производства подготовительных работ

 

 

     До начала производства работ по устройству земляных сооружений производят подготовительные работы, которые разделяются на внешнеплощадочные и внутриплощадочные.

     

     В состав внешнеплощадочных работ подготовительного периода входят работы, связанные с прокладкой магистральных линий. К ним относятся внешние автомобильные дороги, линии связи и электропередачи с трансформаторными подстанциями, водопровод с заборным сооружением, канализационные коллекторы с очистными сооружениями, газопроводные сети с распределительными пунктами.

     

     Восстав внутри площадочных работ подготовительного периода включаются следующие работы: расчистка территории строительной площадки, снос не используемых в процессе строительства временных сооружений и зданий; создание геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей, дорог и возведения зданий и сооружений; планировка территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, переукладка существующих и прокладка новых инженерных сетей, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима; размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, бытового и общественного назначения, устройство складских площадей и помещений для материалов, конструкций и оборудования, организация связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением, освещением и средствами сигнализации (СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства").

     

     Расчистка территории.Расчистку площадки от кустарника и мелколесья осуществляют бульдозерами кусторезами, которые срезают не только кусты, но и деревья толщиной у комля до 20 см за один проход и толщиной до 40 см за два-три прохода в зависимости от породы срезаемых деревьев и грунтовых условий.

     

     Рабочим органом кустореза является отвал с ножами, укрепленный к рамам гусеничных тележек трактора. Кусторез имеет ограждение, предохраняющее водителя и трактор от падающих деревьев.

     

     Если на участке одновременно работают два кустореза, для них выделяют отдельные полосы или отводят обособленные участки.

     

     Для корчевки пней диаметром до 30 см применяют тракторы, бульдозеры, корчеватели-собиратели, у которых отвал представляет собой решетчатый щит с изогнутыми зубьями, расположенными в нижней части. Зубья корчевателя-собирателя опускаются ниже уровня земли на 15...20 см и при движении поддевают корневища, выдергивая их, и удаляют за пределы площадки волоком.

     

     Для корчевки пней диаметром 30 - 40 см применяют бульдозеры и корчеватели-собиратели со специальным оборудованием, а 40 - 50 см - корчевательные лебедки и корчеватели (ДП-8А, ДП-2, ДП-3, ДП-25, Д-695А). Для корчевки пней диаметром более 50 см с сильно развитой корневой системой или пней диаметром более 30 см, находящихся в мерзлых грунтах, следует применять взрывной способ.

     

     Если валуны на поверхности земли являются негабаритными, более допустимых для применяемых землеройных и землеройно-транспортных машин, их убирают до начала земляных работ бульдозерами, а пределы зоны работ или дробят на месте взрывным способом - наружными или шпуровыми зарядами.

     

     До начала земляных работ на площадке необходимо снять плодородный растительный слой в размерах, указанных в техническом проекте, и уложить в отвалы для дальнейшего использования его при рекультивации (восстановлении) нарушенных сельскохозяйственных земель, а также при благоустройстве площадки. Снятие плодородного слоя производят в немерзлом состоянии бульдозерами и скреперами.

     

     Водоотвод и водопонижение.До начала производства земляных работ должна быть подготовлена площадка для стока поверхностных вод. Для этого выполняют постоянные и временные водоотводные устройства - оградительные обвалования и канавы. Поперечные сечения и уклоны всех временных водоотводных устройств рассчитываются на пропуск ливневого расхода воды от таяния снега. Бровка временных водоотводных канав должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,1-0,2 м. Продольный уклон временных водоотводных устройств должен быть не менее 0,003°.

     

     При разработке грунтов, в особенности обводненных, ниже горизонта грунтовых вод применяют способы открытого водоотлива и искусственного водопонижения (иглофильтровой, вакуумный, электроотсос, водопонизительные скважины).

     

     Землевозные дороги.Для транспортировки грунта следует максимально использовать существующую дорожную сеть, а при необходимости предусматривать устройство временных землевозных дорог. Их следует устраивать, как правило, для двустороннего движения. Однопутные дороги допускаются при кольцевом движении. Ширина проезжей части дороги при движении по ней автосамосвалов грузоподъемностью до 12 т при двустороннем движении составляет 7 м, а при одностороннем - 3,5 м. Ширина одной обочины должна быть не менее 1 м, в стесненных условиях и в местах въездов и съездов ширина обочины может быть уменьшена до 0,5 м.

     

     Землевозные дороги для скреперов следует устраивать с наименьшим числом поворотов в грузовом направлении. Ширина проезжей части въездов и съездов при одностороннем движении должна быть для скреперов с вместимостью ковша до 6; 8...10 и более 10 ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134соответственно равна 4; 4,5 и 5,5 м.

     

     Минимальный радиус горизонтальной кривой в естественных условиях для двухосных автомобилей грузоподъемностью до 30т принимают 15 м, более 30 т и трехосных автомобилей - 20 м. В забоях и на отвалах радиусы горизонтальных кривых могут быть равны конструктивным радиусам поворота автомобиля применяемой модели.

     

     Руководящий уклон автомобильных земляных дорог следует принимать равным 0,05 (5 %) и не более 0,08 (8 %). В местах выездов из котлованов и грунтовых карьеров, въездов на насыпи и т. п. величина уклона может быть увеличена до 0,1°, а при специальном обосновании - до 0,15°.

     

     Покрытия для временных автомобильных дорог из сухих песчаных грунтов устраивают подсыпкой из суглинка слоем 0,3 - 0,5 м, из глинистых грунтов - из шлака или мелочи горной породы толщиной 0,4 м. На влажных песчаных грунтах покрытие землевозных дорог не устраивают, а производят профилирование и укатку земляного полотна. Землевозные дороги в летнее время необходимо периодически поливать водой, очищать от грязи и пыли, в зимнее время очищать от снега и льда, а при гололеде - посыпать песком, шлаком и др.

     

     Сплошное или колейное покрытие из сборных железобетонных плит при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается при устройстве выездов из котлованов и въездов на насыпи. При глинистых грунтах сборные железобетонные плиты должны укладываться на основание из дренирующих материалов. Временные землевозные дороги с усовершенствованным покрытием устраивают только при большом объеме перевозимого грунта и длительном сроке эксплуатации дорог.

     

     Разбивка земляных сооружений.Производство земляных работ на строительной площадке разрешается только после выполнения геодезических работ по разбивке земляных сооружений и установки соответствующих разбивочных знаков. Разбивку земляных сооружений производят при помощи геодезических инструментов (нивелира, теодолита). К разбивке земляных сооружений приступают после расчистки полосы от деревьев, пней, кустарников и удаления растительного слоя.

     

     До начала земляных работ по геодезическому плану определяют положение сооружений на местности. Этот план обычно составляют в единой системе координат в горизонтальном и высотном отношении. Опорные пункты и нивелирные сети привязываются к пунктам государственной триангуляционной сети. Для того чтобы перенести в натуру размеры элементов земляных сооружений, территорию строительной площадки делят на квадраты со стороной 100...200 м, закрепляя реперами вершины квадратов.

     

     Для планировки площадки на местности обозначают вершины квадратов, характерные промежуточные точки и проектные отметки планируемой площадки в вершинах квадратов и промежуточных точках. В вершинах квадратов устанавливают колышки по нивелиру, а в промежуточных точках - по визиркам. Высота колышков должна соответствовать проектным отметкам. Обозначают также оси, ширину и глубину водоотводных канав. Для вынесения в натуру заданного уклона водоотводных канав в начальной и конечной точках колья устанавливают по нивелиру, а промежуточные определяют визиркой.

     

     Разбивку траншей и котлованов для фундаментов зданий и сооружений производят по рабочим разбивочным чертежам, где все размеры даны от начала координат, за которое можно принять точку пересечения крайних взаимно перпендикулярных осей здания (рис.5).      

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.5. Разбивочный чертеж

     

     

     На разбивочный чертеж наносят отметки дна траншеи (котлована). Все данные разбивочного чертежа переносят на обноску, состоящую из прочно закопанных в землю столбов и прибитых к ним (с внешней стороны) досок на ребро.

     

     Столбы обноски устанавливают по теодолиту параллельно осям будущего здания или сооружения по всему периметру. При больших размерах здания дополнительно делают внутренние обноски через 40-60 м. Обноски могут быть инвентарные (из труб или профильного металла). Для прохода и проездов в обноске делают разрывы шириной 3...4 м. Оси траншей и котлованов, а также их бровки определяют натягиванием проволоки. Отметки дна траншей и котлованов обозначают на обноске, столбах-реперах или вертикально поставленных досках. Небольшую глубину выемки контролируют нивелиром, большую - двумя нивелирами и рулеткой с грузом, которую прикрепляют к колу, поставленному над выемкой.

     

     Отметка ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 точки D(рис.6) в котловане определяется из выражения

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134,

     

     где:

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134- отметка репера, расположенного на поверхности земли;

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 -отсчет на рейке а, установленной над репером;

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 - отсчет на рейке b,расположенной в котловане;

     

     Си В -отсчет по рулетке.     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.6. Схемы разбивки траншей, котлованов и насыпей:

а- котлована; б- траншеи; в -насыпи на местности без поперечного уклона; г- то же на косогоре; д- определение отметки дна глубокого котлована

     

     

     При разбивке котлована для массивных фундаментов под технологическое оборудование определяют их контур на местности и на углах устанавливают обноску. Натянутые проволоки между противоположными обносками обозначают положение бровок котлована. На обносках указывают глубину котлована.

     

     При разбивке трасс подземных коммуникаций устанавливают временные реперы и обозначают на местности ось трассы вешками, которые устанавливают через каждые 10 м на прямых участках и через 5 м - на кривых, а также в характерных точках - углах поворота трассы и местах расположения колодцев. Все точки закрепляют, забивая колышки на некотором расстоянии от оси трассы по одной ее стороне. На колышки наносят порядковый номер точки, расстояние до оси трассы, номер колодца, величину угла поворота, начало и конец кривой.

     

     Перед началом рытья траншеи с откосами вешки устанавливают от оси и вдоль бровок, а после работы экскаваторов в местах расположения колодцев и на углах поворота трассы устанавливают обноски.

     

     Разбивка выемок и насыпей большой протяженности (рис.7) состоит в обозначении на местности вехами и кольями оси сооружения, ширины выемки поверху и насыпи понизу, высоты насыпи, глубины выемки и крутизны откосов. Все разбивочные знаки (створные вехи, сторожки) закрепляют кольями, которые забивают с одной стороны сооружения на определенном расстоянии от основания разбивочных знаков. Откосы выемок и насыпей обозначают шаблонами, которые должны быть хорошо видны машинисту экскаватора. Откосные шаблоны выемок можно устанавливать на некоторой высоте параллельно проектной линии откоса.     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.7. Схемы разбивки выемок и насыпей большой протяженности:

а- разбивки выемок; б- закрепление на местности разбивки насыпи; в -то же выемки; г- разбивка насыпи с учетом ее осадки

     

     

     Высоту насыпи (с учетом запаса на ее осадку) обозначают вехами высотой ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, которые устанавливают на некотором расстоянии от одной из сторон насыпи.

     

     Строительная организация, выполняющая работы, должна обеспечить сохранность всех разбивочных знаков (реперов, колышков) в течение всего времени  производства работ, а также всех геодезических знаков, закрепляющих пункты геодезической разбивочной основы.

     

     При большом объеме работ по разбивке земляных  сооружений и сжатых сроках строительства в последние годы используют вместо геодезических инструментов лазерные установки, световой луч которых позволяет оперативно и качественно производить разбивочные работы, в том числе и в условиях плохой видимости.

     

     Осушение площадки и рабочих мест.Понижение уровня грунтовых вод или отвод поверхностных вод (верховодки) обычно осуществляют устройством водопонижения или водоотвода. Чаще для этого используют водоотводные канавы или обваловывание с нагорной части площадки (рис.8, а).

     

     При значительном притоке грунтовых вод устраивают открытые или закрытые дренажи. Открытые дренажи представляют собой канавы, на дно которых укладываются слои фильтрующего материала: крупнозернистого песка, щебня или гравия. Закрытые дренажи (рис.8, б, в)- это траншеи, разрабатываемые ниже уровня сезонного промерзания грунта и засыпаемые послойно фильтрующими материалами. По дну дренажа можно укладывать трубу с отверстиями в боковых стенках (перфорированную) для отвода воды.     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.8. Водоотвод с помощью:

а- обвалования площадки; б -обычного дренажа; в- дренажа с перфорированной трубой; i- уклон; 1 - земляное обволование; 2- водоотводная канава; 3- котлован; 4- строительная площадка; 5 - местный грунт; 6- дренирующий материал; 7, 8- соответственно мелко- и крупнозернистый песок; 9- гравий; 10- уплотнительный слой; 11- перфорированная (с отверстиями) труба

     

     

     Для защиты от притока воды могут использоваться ледяные стенки из замороженного грунта или противофильтрационные экраны.

     

     

Определение объемов земляных работ

 

     

     Объемы разрабатываемого грунта измеряют кубическими метрами плотного тела. Для некоторых процессов (уплотнение поверхности, планировка и т.д.) объемы могут измеряться квадратными метрами поверхности.

     

     Подсчет объемов разрабатываемого грунта сводится к определению объемов различных геометрических фигур. При этом допускается, что объем грунта ограничен плоскостями, отдельные неровности не влияют значительно на точность расчета.

     

     В промышленном и гражданском строительстве приходится в основном рассчитывать объемы котлованов, траншей, выемок и насыпей при вертикальной планировке площадок.

     

     Объем котлована (рис.9, а)    

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     где:

     

     Н- глубина котлована;

     

     a, b -длины сторон котлована у основания;

     

     аТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, bТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 -длины сторон котлована поверху ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 = а + 2Нт; bТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 = b + 2Нт);

     

     т -коэффициент откоса (нормативное значение по табл.1.4).     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.9. Схемы определения объемов земляных работ

а, в -геометрические схемы определения объема соответственно котлована и траншеи; б -разрез котлована; г- план площадки с откосами (с линией нулевых работ и схематическим представлением геометрических фигур для определения объемов разрабатываемого грунта); С- сооружение; О -обратная засыпка

     

     

     Для определения объема обратной засыпки пазух котлована, когда объем его известен, нужно из объема котлована вычесть объем подземной части сооружения (рис.9, б):

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134,

     

     где:

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134,ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 - размеры здания в плане.

     

     При расчете объемов траншей и других линейно протяженных сооружений их продольные профили делят на участки между точками перелома. Для каждого такого участка объем траншеи вычисляют отдельно, после чего их суммируют. Так, объем траншеи на участке между пунктами 1и 2(рис.9, в)вычисляют по формулам:

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 (завышенный)

     или

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 (заниженный),

     

     где:

     

     FТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, FТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 - площади поперечного сечения в соответствующих пунктах продольного профиля;

     

     FТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 - площадь поперечного сечения на середине расстояния между пунктами 1и 2.

     

     Более точно

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

     или

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134.

     

     Для получения объемов планировочных работ всю площадь на плане с горизонталями делят на элементарные участки, затем суммируют объемы работ по ним. В качестве элементарных участков обычно применяют квадраты (реже прямоугольники и треугольники) со стороной 10... 100 м. Чем спокойней рельеф местности, тем больше сторона квадрата.

     

     В вершинах квадратов приемами, известными из курса геодезии, подсчитывают рабочие отметки HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 (разность между проектными отметками - отметками планировки hТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 и отметками местности - отметками поверхности земли hТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134).Рабочие отметки со знаком плюс (+) указывают на необходимость устройства насыпи, отметки со знаком минус (-) - выемки (рис.9, г).

     

     Между двумя вершинами с рабочими отметками разного знака всегда находят такую точку, в которой рабочая отметка равна 0, в этой точке не требуется никаких земляных работ. Расстояние от этой точки до вершин, имеющих соответствующие рабочие отметки HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 и HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 (или HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 и HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134),находят по правилу пропорциональности сторон подобных треугольников:

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134,

     

     где:

     

     ХТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 -расстояние нулевой точки от вершины, имеющей отметку Н3;

     

     а- сторона квадрата между вершинами с рабочими отметками HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 и HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134;

     

     HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, HТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 - абсолютные величины параметров.

     

     Соединяя нулевые точки, получают линию нулевых работ, отделяющую зону планировочной выемки от зоны планировочной насыпи (линия 0-0 на рис.9, г).Объемы выемок или насыпей, заключенные в отдельных квадратах или в их частях, рассчитывают по формулам, приведенным в табл.1.5.

    

     

Таблица 1.5

Расчетные формулы для определения объемов работ при вертикальной планировке

 

Фигура

Расчетная формула

Целый элементарный квадрат

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

Фигуры, отсекаемые нулевой линией:

треугольник

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

трапеция

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

пятиугольник

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

Элементы откосов:

угловой типа четырехгранной пирамиды

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

боковой типа призматоида

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

то же трехгранной пирамиды

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

          

     Примечание. F - площадь в плане соответствующей фигуры; m -коэффициент заложения откоса.

     

     

     Общий объем разрабатываемого грунта при планировке площадки определяют как сумму всех частных объемов.

     

     

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

 

     

ЭКСКАВАТОР ЭТР-134

     

     Экскаватор ЭТР-134 (рис.11) предназначен для разработки траншей прямоугольного профиля в немерзлых грунтах I-IV групп и в мерзлых грунтах с прочностью по поверхности до 200 ударов по плотномеру ДорНИИ, в том числе грунтов о включениями размером не более 250 мм.

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

Рис.11. Схема экскаватора ЭТР-134:

В - база трактора, мм.......................2720

С - колея, мм......................................2000

а - ширина гусеницы, мм.....................500

h - просвет дорожный, мм...................490

     

     

     Экскаватор может быть использован для работа в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 °С.

     

     Рабочим органом экскаватора является дискофрезерный ротор. Выгрузка разработанного грунта производится по обе стороны траншеи. На раме рабочего органа установлено зачистное устройство.

     

     

Техническая характеристика

     

     Базовый трактор..................................ТТ-4

     

     Номинальная мощность, л.с......................110

     

     Привод ротора.......................................Гидромеханический

     

     Рабочая скорость экскаватора, м/ч....................10-480

     

     Габаритные размеры, мм

     

     длина......................    6300

     

     ширина.....................    2550

     

     высота…...................    3560

     

     Масса, кг...........................................  18300

     

     

Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

 

Общие  положения

 

     

     Экскаватор ЭТР-134 при разработке траншеи показан на рис.12.

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

Рис.12. Схема применения экскаватора ЭТР-134 при разработке траншеи:

hТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 - максимальная глубина копания, мм...................490

b - ширина траншеи, мм.............................................2720

d - диаметр ротора, мм..............................................2000

     

     

Основные указания по производству работ

 

     

     До начала разработки траншеи наполняют подготовительные операции: планировку трассы шириной 4 м бульдозером, инструментальную разбивку оси траншеи.

     

     Роторные траншейные экскаваторыпредназначены для отрывки траншей в грунтах I - III групп под инженерные коммуникации, нефте- и газопроводы, дренаж. Они могут использоваться для оконтуривания котлованов, выемок и на других работах. Эти экскаваторы преимущественно применяют на линейно протяженных объектах с большим объемом земляных работ, когда не требуется частых передислокаций.

     

     По способу соединения рабочего оборудования с тягачом роторные траншейные экскаваторы разделяют на навесные и полуприцепные. У полуприцепных экскаваторов рабочий орган спереди опирается на тягач, а сзади - на дополнительную пневмоколесную опору.

     

     Конкретные модели и модификации роторных траншеекопателей могут отличаться конструктивным исполнением отдельных элементов рабочего оборудования (например, грунтометатели вместо конвейера) при сохранении общего принципа построения.

     

     Роторные траншейные экскаваторы имеют некоторые преимущества перед цепными. Рабочий процесс отличается меньшей энергоемкостью ввиду отсутствия цепей, работающих в абразивной среде. У них более высокая производительность благодаря повышенному числу ссыпок, обеспечиваемому равномерностью вращения ротора и лучшими условиями разгрузки ковшей.

     

     Однако у роторных экскаваторов большие (по сравнению с цепными) габаритные размеры и масса.

     

     Роторный траншейный экскаватор (рис.13) в обычном исполнении представляет собой самоходную машину, состоящую из двух частей - тягача и рабочего оборудования.     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

     

Рис.13. Экскаватор траншейный роторный:

1- тягач; 2, 3- механизмы подъема задней и передней частей рабочего оборудования; 4, 6- рамы; 5- конвейер; 6- конвейер; 7- зачистное устройство; 8- ротор; 9- гусеничная тележка

     

     

     У тягача 1смещенная кабина управления. Платформа в зад ней части предназначена для размещения на ней ротора в транспортном режиме. В качестве тягача используют чаще всего перекомпонованные тракторы или специальные тягачи с удлиненным гусеничным ходовым устройством 9и узлами промышленных тракторов.

     

     Рабочее оборудование включает ротор 8с ковшами, конвейер 5, раму ротора 6, зачистное устройство 7, ножевой откосообразователь.

     

     Ротор состоит из двух колец, соединенных ковшами, и установлен на опорных катках рамы. По внутренней окружности колец ротора на винтах закреплены зубчатые сегменты со специальным профилем зуба, которые находятся в зацеплении с зубчатыми колесами вала привода ротора. В рабочее и транспортное положение ротор переводится при помощи механизма подъема рабочего оборудования, состоящего из двух гидроцилиндров 2и шарнирно-рычажной системы 3, связывающей раму ротора с монтажной рамой 4.

     

     К раме ротора жестко крепится зачистное устройство. Оно формирует дно траншеи и является дополнительной опорой для рабочего оборудования. Конструктивно зачистное устройство представляет собой изогнутый по сложной кривой стальной лист, повторяющий по высоте профиль отрываемой траншеи и усиленный ребрами жесткости. Нижняя часть зачистного устройства имеет опорную поверхность в виде лыжи или металлического катка. Дно траншеи зачищается передней кромкой, выполненной в виде и ножа.

     

     Привод механизма передвижения, вращение ротора и конвейера осуществляются от двигателя базовой машины при помощи механической или гидромеханической трансмиссии. Для оптимальных условий работы в различных грунтовых условиях трансмиссия обеспечивает несколько скоростей перемещения экскаватора и вращения ротора или их бесступенчатое изменение.

     

     Рабочий процесс роторных траншеекопателей включает несколько операций: экскаватор располагают по оси траншеи и при отключенном механизме перемещения при помощи механизма подъема 2, 3ротора переводят его в рабочее положение; включают выбранную рабочую скорость перемещения и одновременно привод вращения ротора; используя гидроцилиндры механизма 2, заглубляют ротор на проектную глубину; ковши ротора, оснащенные зубьями, разрыхляют грунт, который попадает внутрь ковшей и поднимается на поверхность; при прохождении верхней точки грунт из ковшей ссыпается на ленту конвейера и разгружается в отвал.

     

     Поскольку ротор участвует в сложном движении, складывающемся из поступательного вместе с тягачом и вращательного относительно собственной оси, стружка срезаемого грунта имеет серповидную форму, причем сечение увеличивается от дна траншеи к дневной поверхности.

     

     Экскаватор обслуживают два человека: машинист 6 разряда 1 помощник машиниста 5 разряда. Машинист управляет экскаватором. Помощник машиниста устанавливает вешки по оси траншеи, следит за работой ротора, периодически проверяет глубину траншея.

     

     Основными направлениями дальнейшего совершенствования экскаваторов непрерывного действия является повышение их эксплуатационных характеристик (производительности и надежности), расширение универсальности и области применения.

     

     Производительность как одна из важнейших эксплуатационных характеристик может быть повышена путем увеличения единичной мощности силовых установок для привода рабочего оборудования и совершенствования рабочих процессов разработки в транспортирования грунта.

     

     За последние пять лет мощность экскаваторов непрерывного действия возросла в среднем на 20 %, а для отдельных категорий (экскаваторы-каналокопатели) - на 30-40 %.

     

     Совершенствование рабочих процессов предполагает комплексное воздействие на грунт рабочими органами интенсифицирующего действия, применение инерционного способа разгрузки ков шей, использование эффекта обрушения грунта. Принятие указанных мер ведет не только к увеличению производительности, но и к снижению удельных показателей применения.

     

     Надежность экскаваторов непрерывного действия повышают за счет использования современных комплектующих изделий и материалов, более совершенных конструктивных решений, а также высокого уровня их унификации.

     

     Расширение универсальности и области применения экскаваторов непрерывного действия достигается использованием различных видов сменного рабочего оборудования (например, для разработки мерзлых грунтов, отрывки широких или узких траншей и т.д.).

     

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

 

     

Схема операционного контроля качества

 

Разработка котлованов экскаватором

 

Состав операций и средства контроля

 

Этапы работ

Контролируемые операции

Контроль (метод, объем)

Документация

Подготовительные работы

Проверить:

- выполнение вертикальной планировки поверхности строительной площадки (при необходимости);

- разбивку осей сооружения и границ котлована.

Визуальный

Измерительный

Общий журнал работ

Механизированная разработка грунта

Контролировать:

- отклонения отметок дна котлована от проектных;

- вид и характеристики вскрытого грунта естественных оснований;

- размеры котлована в плане;

- крутизну откосов.

Измерительный,

точки измерений устанавливаются случайным образом;

на принимаемый участок 1020 измерений

Технический осмотр всей поверхности основания

Измерительный

То же

Общий журнал работ

Приемка выполненных

работ

Проверить:

- геометрические размеры котлована;

- отметки и уклоны дна котлована;

- крутизну откосов котлована;

- качество грунтов основания (при необходимости).

Измерительный

То же

Технический осмотр всей поверхности основания

Акт освидетель- ствования скрытых работ

Контрольно-измерительный инструмент: нивелир, рулетка, теодолит, шаблон.

Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист - в процессе работ

Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), представители технадзора заказчика.

     

     

Технические требования

 

 

     Размеры котлованов по дну в натуре должны быть не менее установленных проектом.

     

     Минимальная ширина котлованов должна быть не менее ширины конструкции +0,2 м с каждой стороны, при необходимости передвижения людей в пазухе - не менее 0,6 м.

     

     Котлованы следует разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания.

     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

Рис.14. Предельные отклонения

          

          

     На устройство оснований под конструкции следует составлять акт освидетельствования скрытых работ.

     Не допускается:

     

     размыв, размягчение, разрыхление или промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более 3 см.

     При устройстве временных сооружений (котлованов, траншей) проверяют горизонтальную привязку, правильность разбивки осей, вертикальные отметки. Случайные переборы грунта, т.е. снятие его ниже проектных отметок, заполняют грунтом, однородным вынутому, с последующим его уплотнением, а в особо ответственных случаях - тощим бетоном.

     

     На законченные части земляных сооружений, в том числе на скрытые работы, составляют акты, которые вместе с исполнительными чертежами, результатами лабораторных испытаний грунтов, журналами работ и другими документами предъявляют приемной комиссии во время технической сдачи-приемки объекта.

     

     Актируются следующие работы и элементы: устройство оснований под земляные сооружения, фундаменты, трубопроводы и другие коммуникации; выполнение мероприятий по закреплению грунтов и подготовке оснований; конструкции, входящие в тело земляного сооружения; обратные засыпки, грунтовые подушки, насыпные основания под полы; мероприятия, необходимые для возобновления работ при перерывах более 1 мес. при консервации и расконсервации работ.

     

     Приемка насыпей и выемок заключается в проверке в натуре положения земляного сооружения, его геометрических размеров, отметок дна, устройства водоотвода, степени уплотнения грунтов.

     

     В процессе приемки работ по планировке площадок и территорий следует удостовериться в том, что отметки и уклоны соответствуют проектным, нет переувлажненных участков и местных просадок грунта.

     

     Принимая котлованы и траншеи, проверяют соответствие проекту их размеров, отметок, качества грунта в основании, правильность устройства креплений. После освидетельствования выполненных работ разрешается устраивать фундаменты, укладывать трубы и т.п.

     

     Допускаемые отклонения на временные земляные сооружения приведены на рис.15.     

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134

      

Рис.15. Технологические схемы допустимых отклонений, мм выемок

     

4. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

 

          

     При работе на экскаваторах следует руководствоваться СНиП "Техника безопасности в строительстве", а также правилами, изложенными в инструкции по эксплуатации экскаватора. В забое экскаватор необходимо устанавливать на ровной спланированной площадке. Работа на уклонах не разрешается.

     

     При работе прямой лопатой в высоком забое необходимо удалять находящиеся сверху козырьки и крупные камни, поскольку при осыпании грунта они могут повредить экскаватор и стать причиной несчастного случая.

     

     Запрещается нахождение людей и производство каких-либо других работ в зоне действия экскаватора; путь передвижения экскаватора в пределах строительной площадки должен быть заранее спланирован, а на слабых грунтах усилен инвентарными щитами.

     

     Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (газопроводов, электрокабелей и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.

     

     При приближении к подземным коммуникациям земляные работы должны производиться под наблюдением прораба или мастера, а в непосредственной близости от газопровода и кабелей, находящихся под напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового хозяйства и электрохозяйства.

     

     Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только вручную лопатами; использовать ломы, кирки и пневмомашины запрещается.

     

     Погрузка грунта в самосвалы экскаватором должна производиться со стороны заднего или бокового бока самосвала. Нахождение людей во время погрузки между экскаватором и транспортным средством запрещается.

     

     Во время перерывов в работе ковш экскаватора должен быть опущен на землю. После окончания работы машинист экскаватора обязан не только прочно установить ковш, но и затормозить экскаватор.

     

     В пределах призмы обрушения запрещаются складирование материалов, движение и установка строительных машин и транспорта, а также установка столбов линий связи.

     

     Производство работ в траншеях и котлованах, подвергающихся увлажнению после их полного или частичного отрытия, допускается в том случае, если будут приняты меры предосторожности против обрушения грунта. Для этого прорабу или мастеру необходимо тщательно осмотреть состояние откосов перед началом работы каждой смены; необходимо обрушить грунт в местах обнаружения нависей и трещин у бровок и на откосах; временно прекратить работы до высыхания грунта; уменьшить крутизну откосов на участке, где производство работ является неотложным.

 

     

Охрана окружающей среды

 

     

     Систематически должно проверяться выполнение разработанных мероприятий по охране природы: снятие и перемещение в отвалы плодородного слоя почвы для последующего использования; защита буртов от эрозии, подтопления, загрязнения; выявление археологических и палеонтологических находок и принятие мер по их сохранению; надежное хранение горюче-смазочных и других материалов, способных негативно воздействовать на природу.

     

 

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда и технике безопасности для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов

 

     

I. Общие требования

 

     

     1. К управлению экскаваторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный курс обучения и получившие удостоверения на право управления экскаватором определенной модели.

          

     2. Каждый экскаватор закрепляется за определенным обслуживающим персоналом. Один из машинистов назначается старшим (бригадиром).

          

     3. Независимо от прохождения курса обучения весь обслуживающий персонал должен пройти инструктаж по технике безопасности в соответствии с условиями работы.

          

     4. Персонал, обслуживающий экскаватор, должен быть в спецодежде и иметь все надлежащие защитные средства. Без этого работать на экскаваторе запрещается.

          

     5. Перед началом смены машинист должен получить точные указания об условиях работы в порядке выполнения данного ему задания.

          

     6. Обслуживающий персонал не имеет права приступать к работе на экскаваторе, не убедившись в его полной исправности.

          

     7. Все вращающиеся детали - зубчатые, цепные и ременные передачи, маховики и т. д. - должны быть ограждены кожухами. Пуск экскаватора при снятых кожухах запрещается.

          

     8. Пуск двигателя и механизмов разрешается только после подачи машинистом сигнала.          

          

     9. Во время работы экскаватора всем, кроме машиниста, категорически запрещается находиться на поворотной платформе. Не допускается иметь на поворотной платформе посторонние предметы.

          

     10: Необходимо следить за тем, чтобы во всех шпоночных, болтовых и клиновых соединениях ответственных частей экскаватора была совершенно исключена возможность их самопроизвольного разъединения.

          

     11. Заправлять двигатель топливом и смазкой следует только при естественном освещении и лишь в случае крайней необходимости ночью с электроосвещением (от сети или аккумулятора).

          

     12. Во время заправки топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми фонарями и др. источниками открытого огня. После заправки все детали, облитые топливом или смазкой, следует насухо вытереть, а пролитое топливо тщательно засыпать песком.

          

     13. Не разрешается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо налить в радиатор горячую воду, а в картер - подогретое масло.

          

     14. Воспламенившееся около машины топливо нельзя тушить водой. Для этой цели необходимо использовать огнетушитель, который должен быть в кабине экскаватора, а также песок, брезент и т. д.

          

     15. Машинист, сдающий смену, обязан предупреждать своего сменщика обо всех неисправностях экскаватора, обнаруженных им во время работы, а также делать записи об этом в журнале.

     

     

II. Рабочее место экскаватора

 

          

     1. Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ. Экскаватор необходимо закрепить во избежание его самопроизвольного перемещения.

          

     2. Расстояние от наружного края гусеницы до бровки траншеи и котлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть не менее 1 м.

          

     3. Забой для прямой лопаты должен представлять собой стенку, возвышающуюся над поверхностью стоянки экскаватора с наклоном под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора. Вертикальные стенки забоя допускаются лишь в плотных грунтах.

          

     4. Для обратной лопаты и драглайна забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности  стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.

          

     5. Для прямой лопаты высота забоя не должна превышать максимальной высоты копания ковша. При этом нельзя допускать образования свесов (козырьков), которые могут обрушиться и засыпать людей, обслуживающих экскаватор.

     

     6. Для обратной лопаты и драглайна высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания при данной установки экскаватора.

     

     7. Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны быть постоянно свободными.

     

     

III. Техника безопасности во время работы экскаватора

 

     

     1. На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.

     

     2. Заводя пусковой двигатель дизеля, нельзя брать рукоятку в обхват, все пальцы должны быть с одной стороны рукоятки. Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель.

     

     3. Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожность следует также тогда, когда открываешь крышку радиатора и спускаешь из него горячую воду.

     

     4. Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.

     

     5. Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны, а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.

     

     6. При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зоне кабельной сети, запрещается.

     

     7. Нельзя открывать бочку с бензином, ударяя по пробке металлическими предметами.

     

     8. Во избежание несчастных случаев при обрыве подъемного каната или при аварии рабочего механизма во время работы экскаватора воспрещается, кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15 м от него.

     

     9. Во время работы категорически воспрещается:

     

     а) менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключением лопат, не имеющих напорного механизма);

     

     б) регулировать тормоза при поднятии ковша;

     

     в) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.

     

     10. В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

     

     11. Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиеся и ходовые части экскаватора - застопорены.

     

     12. Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся с ведома машиниста во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.

     

     13. Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающий персонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности и вести работу под наблюдением представителей технадзора.

     

     14. Производить работы под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается.

     

     15. В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию с эксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напряжении 1 кВт - 1,5 м; до 20 кВт - 2 м; 35-110 кВт - 4 м; 154 кВт - 5 м; 220 кВт - 6 м и 330-500 кВт - 9 м.

     

     16. Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего или бокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми и кабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она не имеет бронированного щита.

     

     17. Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем.

     

     18. Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во время погрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.

     

     19. Если в забое производят взрывные работы, экскаватор необходимо отвести на безопасное расстояние и повернуть к месту взрыва задней частью кабины.

     

     20. Дополнительные требования при работе экскаватора с прямой или обратной лопатой:

     

     а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;

     

     б) поднимая ковш прямой лопаты, нельзя допускать упора его блока в блок стрелы;

     

     в) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о  раму или гусеницу, а ковш еще и о грунт;

     

     г) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;

     

     д) препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы;

     

     е) при разработке первой траншеи необходимо следить, чтобы при повороте ковша на разгрузку хвостовая часть экскаватора не задевала за боковую стенку забоя;

     

     ж) во время экскавации необходимо следить за правильной намоткой канатов на барабан лебедки, чтобы они не перекрещивались на барабане. Нельзя направлять наматывающиеся канаты руками.

     

     21. При работе драглайном или грейфером:

     

     а) если во время заполнения ковша встречается препятствие, его необходимо обойти, подняв ковш. Делать резкие рывки ковшом запрещается;

     

     б) после заполнения ковша его следует немедленно поднять.

     

     22. При работе экскаваторов, оборудованных клин-бабой:

     

     а) зона действия экскаватора от места работы клин-бабы, должна быть ограждена предупредительными знаками в радиусе 40 м;

     

     б) к работе на экскаваторе, оборудованном клин-бабой, допускаются только экскаваторщики, прошедшие специальный инструктаж по технике безопасности;

     

     в) перед началом работы необходимо тщательно, проверить крепление канатов. Канат должен иметь такую длину, чтобы после удара клин-бабы о подошву забоя на барабане лебедки оставалось не менее двух витков каната;

     

     г) работа с клин-бабой разрешается при наклоне стрелы не менее 60° к горизонту;

     

     д) при осмотре и ремонте, а также замене каната клин-баба должна находиться на земле.

     

     

IV. Техника безопасности при передвижении экскаватора

 

     

     1. Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под углом большим, чем указано в таблице необходимо производить при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, прораба или мастера.

     

     2. Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как мосты, трубопроводы, насыпи и др. необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение от соответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.

     

     3. Во время движения экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5-0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом запрещается.

     

     4. Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередач должно производиться под наблюдением инженерно-технического работника.

     

     

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

     

Производительность экскаватора при разработке траншей в мерзлых грунтах с различной глубиной промерзания

 

     

     Техническая, мТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134/ч, при глубине промерзания:

     

     1300 мм……….....................50

     

     до 1000 мм...............................100

     

     Эксплуатационная, мТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134/ч, ври глубине промерзания:

     

     1300 мм……….....................20

     

     до 1000 мм...............................40

     

     Примечание. Значения производительности - по данным завода-изготовителя.

          

     

Технико-экономические показатели при разработке траншеи в мерзлом грунте экскаватором ЭТР-134

 

     

     Затраты груда на 100 мТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 грунта, чел.-ч, при глубине промерзания грунта:

     

     1300 мм……….....................10

     

     до 1000 мм.................................5

     

     Затраты машинного времени на 100 мТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, маш.-ч, при глубине промерзания грунта:

     

     1300 мм……….....................5

     

     до 1000 мм...............................2,5

     

     Выработка на 1 чел.-день, мТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, при глубине промерзания грунта

     

     1300 мм……….....................82

     

     до 1000 мм...............................164

          

     При проектировании и эксплуатации экскаваторов непрерывного действия различают техническую производительность для каждой категории грунтов и техническую производительность, усредненную по категориям грунта.

     

     Техническая производительность экскаваторов непрерывного действия для грунтов одной группы ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134, ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 составляет

     

ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134,

где:

     

     ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134 - рабочая скорость хода экскаватора, ТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134;

     

     F- площадь поперечного сечения выемки, мТТК. Разработка траншей экскаватором ЭТР-134.

     

     При определении технической производительности усредненной по категориям грунтов, учитывают долю грунта каждой категории в общей выработке машин и производительность по каждой категории.

     

     

     

Материал подготовил Демьянов А.А.

 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.