Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна высотой 4 м, крутизной 1:1,5, слоем цементогрунта толщиной 6 см с использованием дорожной фрезы ДС-18 (Д-530) в качестве ведущей машины.
Приготовление цементно-грунтовой смеси предусматривается методом смешения на дороге; применяемый грунт - супесчаный.
Грунты, обработанные цементом, применяются:
- для укрепления откосов земляного полотна в районах с неблагоприятным для произрастания травы климатическим и грунтовыми условиями;
- для защиты откосов насыпей от выветривания, водной и воздушной эрозий;
- в районах, где растительный грунт представляет большую ценность для сельского хозяйства.
В состав работ входят:
- доставка грунта к месту производства работ;
- разравнивание грунта на обочине бульдозером;
- распределение цемента по слою грунта цементораспределителем;
- перемешивание цемента и грунта дорожной фрезой;
- перемещение и разравнивание цементно-грунтовой смеси на откосе бульдозером;
- уплотнение слоя прицепным виброкатком;
- розлив битумной эмульсии автогудронатором.
Работы по укреплению откосов следует выполнять сразу после завершения отсыпки и уплотнения насыпи.
До начала работ необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП "Автомобильные дороги" и СНиП "Земляные сооружения, основания и фундаменты".
На организацию работ по укреплению откосов насыпи грунтами, обработанными цементом, существенное влияние оказывают сроки схватывания цемента, в связи с чем все технологические операции (от введения в грунт цемента до нанесения влагозащитной пленки) должны выполняться на одной захватке, при этом уплотнение цементно-грунтовой смеси необходимо закончить не позднее чем через 3 ч, а при пониженной температуре воздуха (ниже +10 °С) - не позднее чем через 5 ч после введения в смесь воды.
В целях замедления сроков схватывания смеси и повышения ее удобообрабатываемости в воду добавляется сульфитно-спиртовая барда в количестве 0,2% от массы цемента. При этом уплотнение смеси должно быть закончено не позднее чем через 5 ч с момента ее увлажнения.
Работы по укреплению откосов грунтами, обработанными цементом, ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на двух захватках площадью 420 м каждая (рис. 1).

Рис. 1. Схема организации и производства работ
Операции, выполняемые на захватках:
1-я захватка - выгрузка грунта на обочину из автомобиля-самосвала V/; разравнивание грунта на обочине бульдозером /; размельчение грунта дорожной фрезой // за два прохода по одному следу;
2-я захватка - внесение цемента в грунт распределителем IIIза один проход; перемешивание цемента с грунтом дорожной фрезой // за один проход всухую; перемешивание цементно-грунтовой смеси дорожной фрезой // за два прохода с одновременным увлажнением водой с помощью поливочно-моечной машины V;надвижка цементно-грунтовой смеси на откос бульдозером /; разравнивание цементно-грунтовой смеси на откосе бульдозером, оборудованным откосником; планировка откосов насыпи бульдозером / оборудованным откосником, за четыре прохода; уплотнение смеси виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора IV;розлив битумной эмульсии по слою уплотненной цементно-грунтовой смеси с помощью поливочно-моечной машины V.
1-4 -последовательность проходов при разравнивании и планировке откосов. Стрелкой указано направление потока.
Работы по укреплению откосов земляного полотна грунтом, обработанным цементом, выполняет бригада численностью 11 чел:
Тракторист дорожной фрезы 6 разр. - 1;
Машинист распределителя 5 разр. -1;
Водитель автоцементовоза - 1;
Машинист поливочно-моечной машины 4 разр. - 1;
Машинист бульдозера 6 разр. - 1;
Машинист экскаватора-драглайна 6 разр. - 1;
Помощник машиниста экскаватора-драглайна 5 разр. - 1;
Машинист автогудронатора 5 разр. - 1;
Помощник машиниста автогудронатора 4 разр. - 1;
Дорожный рабочий 3 разр. - 1;
Дорожный рабочий 1 разр. - 1.
На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
- развалка куч бульдозером;
- разравнивание грунта бульдозером;
- размельчение грунта фрезой.
Грунт доставляется на объект автомобилями-самосвалами марки ММЗ-555 и разгружается на обочины в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения, который для цементно-грунтовой смеси равен 1,34.
Для создания фронта работ грунт должен доставляться с заделом на одну-две сменные захватки.
Разгрузку очередного автомобиля-самосвала следует производить на расстоянии от места разгрузки предыдущего:
,
где -объем грунта в кузове автомобиля-самосвала; -ширина обочины; - толщина слоя грунта, распределяемого по обочине (зависит от толщины слоя грунта, обрабатываемого фрезой).
Разравнивают грунт по ширине обочины бульдозером ДЗ-53 (Д-686) при рабочем ходе машины в одном направлении.
Размельчают грунт дорожной фрезой ДС-18 (Д-530) за два прохода по одному следу. Фреза движется на второй скорости.
Размельчение и перемешивание связных грунтов с цементом рекомендуется производить при влажности грунта, не превышающей 0,3-0,4 значения влажности на границе текучести, так как увеличение влажности грунта до оптимальной в момент смешения его с цементом приводит к уменьшению прочности цементогрунта.
На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
- внесение цемента в грунт распределителем;
- перемешивание цемента с грунтом фрезой с последующим увлажнением смеси;
- перемещение смеси на откос и ее распределение на поверхности откоса бульдозером;
- планировка смеси на поверхности откоса бульдозером, оборудованным откосником;
- уплотнение слоя стабилизированной смеси виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора;
- нанесение пленкообразующего материала автогудронатором.
Цемент доставляется к месту работ саморазгружающимся автоцементовозом ТЦ-3 (С-853) и выгружается в бункер цементораспределителя ДС-9 (Д-343В) с помощью пневмосистемы цементовоза. Скорость движения распределителя зависит от нормы расхода цемента и определяется на месте производства работ по результатам контрольной россыпи.
Дозаторы распределителя регулируют на расход цемента из расчета 29,2 кг/м .
Внесение цемента в грунт осуществляется распределителем за один проход.
После внесения цемента производится его перемешивание с грунтом всухую за один проход по одному следу фрезой ДС-18 (Д-530), движущейся на четвертой скорости.
Приготовленную смесь увлажняют через распределительную систему фрезы, куда вода поступает из поливочно-моечной машины, движущейся сбоку от фрезы. При этом смесь повторно перемешивается за два прохода фрезы по одному следу на третьей скорости.
Закончив перемешивание грунта с цементом, фрезу перемещают на другую захватку для выполнения работ по измельчению грунта.
После перемешивания смесь перемещают на откос бульдозером ДЗ-53 (Д-686), который движется перпендикулярно к оси дороги.
Распределяют смесь на откосе и планируют ее бульдозером, оборудованным откосником, при рабочем ходе машины в продольном направлении.
Уплотнение слоя стабилизированной смеси выполняется виброкатком на базе экскаватора-драглайна Э-10011.
На уплотненный слой цементно-грунтовой смеси наносят пленкообразующий материал (быстро- и среднераспадающиеся битумные эмульсии). Он распределяется по поверхности цементно-грунтового слоя автогудронатором, снабженным распределительным устройством в виде трубы с соплами и опорным колесом на пневмошинах, вынесенным на откос и прикрепленным с помощью растяжек к раме автогудронатора. Битумную эмульсию распределяют в два-три приема, не допуская ее стекания вниз по откосу.
Норма расхода эмульсии 0,4 кг/м .
Калькуляция трудовых затрат на укрепление 1000 м откоса грунтом, обработанным цементом, приведена в табл. 1, 2, 3.
При операционном контроле качества работ по укреплению откосов насыпи земляного полотна грунтом, обработанным цементом следует проверять:
- качество грунта;
- марку и качество цемента;
- дозировку цемента и равномерность его распределения; качество перемешивания грунта с цементом;
- толщину слоя цементно-грунтовой смеси;
- распределение цементно-грунтовой смеси;
- правильность укатки;
- нанесение пленкообразующего материала.
Качество выполнения работ контролируют согласно табл.4.
(на 1000 м откоса)
Затраты труда - 3,0 чел. - дня;
Потребность в машинах - 2,1 маш. - смены;
Выработка на одного рабочего - 90,9 м ;
Потребность в основных материалах определена из расчета на 1000 м откоса (табл.5).
Потребность комплексной механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета их оптимальной загрузки:
Бульдозер ДЗ-53 (Д-686) на тракторе С-100 - 1;
Дорожная фрези ДС-18 (Д-530) - 1;
Распределитель цемента ДС-9 (Д-343В) - 1;
Цементовоз ТЦ-3 (С-853) - 1;
Поливочно-моечная машина ПМ-130 - 1;
Экскаватор-драглайн Э-10011 с прицепным виброкатком -1;
Автогудронатор ДС-39-А (Д-640) - 1.
При производстве работ по укреплению откосов грунтами, обработанными цементом, необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах "Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, (гл.5. Земляные работы).
Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.
Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
Таблица 1
|
|
|
|
|
На един. измерения
|
На объем
|
|
Обоснование
|
Работа
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем
|
Норма времени, чел. - ч
(маш. - ч)
|
Расценка, р.- к.
|
Трудоемкость, чел.- ч
(маш - ч)
|
Прямая заработная плата,
р.- к.
|
§ Е17-1, табл.2, п.5
|
Распределение привезенного грунта слоем 20 см на обочинах бульдозером ДЗ-53
|
Машинист
6 разр. - 1
|
100 м
|
4
|
0,11 (0,11)
|
0-11,7
|
0,44 (0,44)
|
0-47
|
§ Е17-8, п.2а
|
Размельчение грунта дорожной фрезой ДС-18 за два прохода на второй скорости
|
Тракторист
6 разр. - 1
|
100 м
|
4,0
|
0,70 (0,70)
|
0-74,2
|
2,80 (2,80)
|
2-97
|
Н. вр.=0,35х2=0,70
|
|
Расц. (0-37,1)х2=0-74,2
|
|
Почасово
§ Е17-9, п.2
|
Подача цемента с помощью цементовоза ТЦ-3
|
Водитель - 1
|
100 м
|
4,0
|
0,28 (0,28)
|
-
|
1,12 (1,12)
|
-
|
Почасово
§ Е17-9
|
Внесение цемента распределителем ДС-9 на второй скорости
|
Машинист
5 разр. - 1
|
100 м
|
4,0
|
0,56 (0,28)
|
0-41,7
|
2,24 (1,12)
|
1-67
|
Почасово
§ Е17-9, п.2
|
Внесение цемента распределителем ДС-9 на второй скорости
|
Дорожный рабочий 5 разр. - 1
|
100 м
|
4,0
|
0,56 (0,28)
|
0-41,7
|
2,24 (1,12)
|
1-67
|
§ Е17-8, п.4а
|
Перемешивание грунта с цементом всухую фрезой ДС-18 за один проход по одному следу на четвертой скорости
|
Тракторист
6 разр. - 1
|
100 м
|
4,0
|
0,2 (0,2)
|
0-21,2
|
0,8 (0,8)
|
0-85
|
Таблица 2
|
|
|
|
|
На един. измерения
|
На объем
|
|
Обоснование
|
Работа
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем
|
Норма времени,
чел. - ч
(маш. - ч)
|
Расценка, р.- к.
|
Трудоемкость, чел.- ч
(маш - ч)
|
Прямая заработная плата,
р.- к.
|
§ Е17-8, п.3а
|
Перемешивание цементно-грунтовой смеси фрезой ДС-18 за два прохода по одному следу на третьей скорости с одновременным увлажнением
|
Тракторист
6 разр. - 1
|
100 м
|
4
|
0,58 (0,58)
|
0-61,4
|
2,32 (2,32)
|
2-46
|
Н. вр. =0,29х2=0,58
|
|
Расц.= (0-30,7)х2=0-61,4
|
|
Почасово
|
Увлажнение цементно-грунтовой смеси с помощью поливочно-моечной машины ПМ-130, расход воды 1,9 м на 100 м
|
Дорожный рабочий
1 разр. - 1
Машинист
4 разр. - 1
|
1 ч
|
0,24
|
2,0 (1,0)
|
1-38
|
0,48 (0,24)
|
0-33
|
Расц.=(0-79)+(0-59)=1-38
|
|
§ Е2-1-22, табл. 2
|
Перемещение цементно-п. Зв, к =0,85 грунтовой смеси с обочины на поверхность откоса бульдозером ДЗ-53
|
Машинист
6 разр.- 1
|
100 м
|
0,8
|
0,59 (0,59)
|
0-63
|
0,47 (0,47)
|
0-50
|
Н. вр.=0,7х0,85=0,59
|
|
Расц.=(0-74,2)х0,85=0-63
|
|
§ Е2-1-35, п.3а
|
Разравнивание цементно-грунтовой смеси на откосе бульдозером ДЗ-53, оборудованным откосником
|
Машинист
6 разр - 1
|
1000 м
|
1,0
|
0,21 (0,21)
|
0-22,3
|
0,21 (0,21)
|
0-22
|
Таблица 3
|
|
|
|
|
На един. измерения
|
На объем
|
|
Обоснование
|
Работа
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем
|
Норма времени,
чел. - ч
(маш. - ч)
|
Расценка, р.- к.
|
Трудоемкость, чел.- ч
(маш - ч)
|
Прямая заработная плата,
р.- к.
|
§ Е2-1-36, п.2а
|
Планировка откосов насыпи бульдозером ДЗ-53, оборудованным откосником, за четыре прохода по одному следу
|
Машинист
6 разр.- 1
|
1000 м
|
1,0
|
1,52 (1,52)
|
1-61
|
1,52 (1,52)
|
1-61
|
Н. вр.=0,38х4= 1,52
|
|
Расц.= (0-40,3)х4=1-61
|
|
§ Е20-2-10, табл.2, п.4а (применительно)
|
Уплотнение слоя цементно-грунтовой смеси толщиной 6 см виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора Э-10011
|
Машинист
6 разр. - 1
Помощник машиниста
5 разр. - 1
|
100 м
|
10
|
1 (0,5)
|
0-74,5
|
10 (5)
|
7-45
|
Н. вр.=0,4:4х5=0,5
|
|
Расц.=[(0-75,2)х0,4:4]х5+[(0-79)х0,4:4]х5=0-74,5
|
|
§ Е17-5, табл.2, п.1б+ п.3б
|
Розлив битумной эмульсии автогудронатором, оборудованным выносным соплом
|
Машинисты
5 разр. - 1
4 разр. - 1
|
1 т
|
2,5
|
0,74 (0,37)
|
0-62,9
|
1,85 (0,93)
|
1-57
|
Н. вр.=0,28+0,46 = 0,74
|
|
Расц.= (0-23,8) + (0-39,1) =0-62,9
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
24,25 (16,97)
|
20-10
|
Таблица 4
Операция
|
Предмет контроля
|
Лицо, осуществляющее контроль
|
Вид контроля
|
Время контроля
|
Подготовка грунта для смешивания
|
Соответствие качества грунта рецепту, выданному лабораторией; влажность грунта
|
Мастер, лаборант
|
Лабораторный, инструментальный (влагомер"Технолог-К")
|
До измельчения грунта
|
Введение цемента распределителем
|
Качество цемента, дозировка и равномерность распределения цемента
|
Прораб, лаборант
|
Лабораторный
|
До распределения цемента, в процессе введения цемента
|
Перемешивание грунта с цементом
|
Качество перемешивания
|
Прораб, лаборант
|
Лабораторный
|
В процессе перемешивания
|
Разравнивание смеси по откосу
|
Равномерность распределения смеси ровность поверхности, толщина слоя
|
Мастер
|
Инструментальный
|
До уплотнения
|
Уплотнение
|
Плотность, правильность ведения укатки, ровность, толщина слоя после укатки
|
Мастер, лаборант
|
Визуальный, лабораторный
|
В процессе уплотнения
|
Уход за укрепленным откосом
|
Правильность создания влагозащитного слоя
|
Мастер
|
Визуальный
|
До набора бетоном 100 %-й прочности
|
Таблица 5
Материал
|
Единица измерения
|
Количество
|
Смесь цементно-грунтовая
|
м
|
80,4
|
В том числе:
|
|
|
грунт супесчаный
|
т
|
124,6
|
цемент марки 400
|
т
|
12,2
|
вода
|
м
|
14,6
|
битумная эмульсия
|
т
|
0,93
|
сульфитно-спиртовая барда
|
т
|
0,25
|
Материал разработан
научным сотрудником ВИТУ Олейником В. А.
|