// //
Дом arrow Статьи и публикации arrow Золотов С. - Назначение требований к тротуарным и дорожным плитам и контроль их качества
Золотов С. - Назначение требований к тротуарным и дорожным плитам и контроль их качества

Назначение требований к тротуарным и дорожным плитам и контроль их качества

Сообщение, сделанное ведущим научным сотрудником УП "Институт "БелНИИС", кандидатом технических наук Натальей Протько на республиканском научно-техническом семинаре "Производство железобетонных изделий. Особенности технологии, энергосбережение, контроль качества".

Речь идет о выполнении требований стандарта "Плиты бетонные и железобетонные для тротуаров и дорог", разработанного в 1998 г. За время, прошедшее с момента введения стандарта, в него было внесено три изменения, причем последнее изменение весьма объемно. Выпускаемые в соответствии с данным документом плиты достаточно дорогостоящи и не пользуются большим спросом. Тем не менее, стандарт на них будет переработан и выпущен в новой редакции в 2005 г. В процессе работы над проектом госстандарта "Бетоны конструкционные тяжелые. Технические условия" стало ясно, что материал плит тротуаров и дорог все же будет описываться не этим стандартом, а документом "Бетоны дорожные" (несмотря на то, что требования, изложенные в стандарте "Бетоны конструкционные", во многом прогрессивны). Так или иначе, представляется, что со временем в качестве дополнения к стандарту "Бетоны конструкционные" будут разработаны стандарт "Бетон для дорог и дорожно-транспортных сооружений" и соответствующие нормы проектирования. Что касается СТБ 1071, то первая редакция стандарта содержала достаточно жесткие требования к материалам. В частности, содержание в цементе алюмината должно было ограничиваться 5%. Данное требование было обоснованным — речь шла об обеспечении 250-цикловой морозостойкости дорожного бетона.

Как известно из практики, процесс разработки и введения любого национального стандарта сопровождается перепиской потенциальных потребителей регламентируемого стандартом продукта с соответствующими министерствами и ведомствами (в нашем случае с Минстройархитектуры Беларуси и НПП РУП "Стройтехнорм"). И вот по просьбам потребителей допустимое содержание алюмината выросло до 8%. Однако производители бетонных смесей и железобетонных изделий должны иметь в виду, что тротуарные плиты, изготавливаемые с использованием костюковичского цемента, известного высоким содержанием алюмината, могут и не выдержать нормативных требований по морозостойкости. Не менее актуальным представляется следующий вопрос. Минимальная прочность бетона на сжатие нормируется равной 22,5 МПа. Конечно, прочность изделий, изготавливаемых путем вибропрессования, значительно выше. Но если речь идет об изготовлении подвижных смесей, то для обеспечения нужной морозостойкости необходимо применение воздухововлекающих добавок, способствующих снижению прочности на сжатие. Требование равенства минимальной прочности бетона на сжатие 22,5 МПа в зимнее время вопросов не вызывает. Что же касается работы материала в летний период, то в это время при неплотной структуре бетона и высоком модуле открытости поверхности плиты возможна потеря бетоном влаги, что ведет к увеличению пористости и, как следствие, снижению морозостойкости и долговечности конструкции. Стандартом на плиты тротуаров и дорог нормируется содержание воздуха в бетонной смеси. Имеется в виду обязательность применения воздухововлекающих или газообразующих добавок при изготовлении дорожных бетонов. Однако с течением времени появляются новые материалы, и становится ясно, что при вибропрессовании использование как воздухововлекающих, так и газообразующих добавок смысла не имеет. Следовательно, данный показатель не может не только нормироваться, но и контролироваться.

С другой стороны, решение проблемы морозостойкости возможно за счет применения не только воздухововлекающих, но и расширяющих добавок, а также суперпластификаторов.
Немало вопросов вызывает необходимость определения водопоглощения бетона тротуарных плит. Следует сказать, что это характеристика, с помощью которой оценивается плотность структуры бетона и которая косвенно свидетельствует о достижении бетонным изделием проектной морозостойкости. Определение этой характеристики особенно актуально для изделий, изготавливаемых методом вибропрессования. В результате некачественного уплотнения бетон таких изделий может иметь повышенную пористость, а значит, пониженную морозостойкость. Стандартом установлено водопоглощение тяжелого бетона в пределах 5%, мелкозернистого — в пределах 6%. На самом же деле приемлемая морозостойкость обеспечивается в случае удерживания водопоглощения на уровне 3% (максимум 4%).

Поэтому хочется сказать авторам писем, в которых имеют место сетования на чрезмерную жесткость норм: на самом деле нормы более чем лояльны.
Что же касается третьего изменения к стандарту "Плиты бетонные и железобетонные для тротуаров и дорог", то оно вводит такой показатель, как гарантии изготовителя. Имеется в виду, что изготовитель гарантирует в течение не менее трех лет эксплуатации тротуарных плит сохранение ими первоначального внешнего вида, то есть отсутствие и не смываемых водой высолов, и шелушения поверхности, и отслаивания цементного камня от заполнителя. Следует полагать, что изготовители в своей массе еще не столкнулись с необходимостью соблюдения подобных требований. Скорее всего, раньше вводить такое требование было бы не совсем честно по отношению к изготовителю. Ведь он не всегда точно знает, в каких условиях будет эксплуатироваться произведенная им продукция, как в точности будет устраиваться подготовка, на которую в дальнейшем будут укладываться плиты, и что это будет за подготовка.

В настоящее время на стадии технического редактирования находится документ, оговаривающий все условия, связанные с устройством подготовки под тротуарные и дорожные плиты, производимые на белорусских предприятиях сборного железобетона. Немаловажно то, что производственный опыт показал необходимость разработки требований к плитам с искусственно созданной поверхностью. Все больше производителей обнаруживают желание разнообразить номенклатуру выпускаемых изделий за счет не только их конфигурации в плане, но и создаваемой поверхности. Определенные изменения может претерпеть и маркировка плит.



Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ

 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.