// //
Дом arrow ТТК по сетям arrow ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель
ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

 

 

 

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

 

 

УСТРОЙСТВО ТРАНШЕИ ПОД КОММУНИКАЦИОННЫЙ ТОННЕЛЬ

 

          

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

 

     Типовая технологическая карта разработана на комплексно-механизированный процесс устройства траншеи под коммуникационный тоннель разработан для грунтов I - III групп.

     

     Технологические карты на производство земляных работ при прокладке тоннеля применимы при строительстве новых объектов и реконструкции существующих.

     

     

Разработка грунтов землеройными и землеройно-транспортными машинами

 

     

     Технологический процесс устройства выемки включает разработку грунта с погрузкой в транспортные средства или на бровку выемки, транспортировку грунта, планировку дна и откосов.

     

     Выбор способа разработки грунта и схемы комплексной механизации зависит от объемов и сроков выполнения работ, вида грунта, геометрических параметров земляного сооружения и условий производства работ.

     

     При комплексно-механизированной разработке грунта кроме ведущей землеройной машины в комплект включаются также вспомогательные машины для транспортировки грунта, планировки и т.д.

     

     В качестве ведущей машины при разработке постоянных выемок значительной глубины, котлованов и траншей больших размеров принимают одноковшовый экскаватор. Для транспортировки грунта используют чаще всего автосамосвалы, а также железнодорожный транспорт, конвейерный и гидравлический. Количество транспортных средств и схема их подачи к экскаватору назначаются из условия обеспечения бесперебойной работы экскаватора.

     

     Для зачистки дна выемки, разравнивания грунта и обратной засыпки пазух используются, как правило, бульдозеры.

     

     Технологические возможности экскаватора зависят от вида рабочего оборудования, системы его привода и главного параметра-емкости ковша. Рекомендации по выбору емкости ковша и других параметров экскаватора в зависимости от объема выемки приводятся в нормативной и справочной литературе по земляным работам.

     

     Для выемок значительных объемов принимают экскаваторы с большой емкостью ковша. При разработке обводненных грунтов предпочтительнее применять экскаваторы с рабочим оборудованием "обратная лопата", "драглайн". Разработку грунта в глубоких траншеях с креплением вертикальных стенок, а также в опускных колодцах целесообразно производить грейферным ковшом.

     

     Экскаваторы с гидравлической системой привода рабочего оборудования позволяют обеспечить высокую точность геометрических параметров выемки и большие возможности автоматизации процесса работы машины.

     

     Пространство, в котором размещается экскаватор и происходит разработка грунта, называют экскаваторным забоем. Профиль экскаваторных забоев и их геометрические параметры для основных видов рабочего оборудования экскаватора представлены на рис.1.

     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

     

Рис.1. Профили забоя экскаваторов с различным рабочим оборудованием:

а - прямая лопата с канатным управлением рабочим оборудованием; б -обратная лопата; в -драглайн; г - грейфер; д -профиль забоя прямой лопаты с гидравлической системой управления; е -то же, обратная лопата; ж -грейфер;

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - радиус копания; ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель -радиус выгрузки; +ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - высота копания; -ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - глубина копания; ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - высота выгрузки

     

     При проектировании производства работ размеры забоя назначают из условий обеспечения максимальной производительности экскаватора за счет сокращения времени рабочего цикла. Для этого высота (глубина) забоя должна обеспечивать заполнение ковша с "шапкой" за одну операцию резания грунта, угол поворота для разгрузки ковша должен быть минимальным и т.д.

     

     Выемка, образующаяся в результате последовательной разработки грунта при периодическом передвижении экскаватора в забое, называется экскаваторной проходкой.

     

     В зависимости от расположения экскаватора относительно забоя и его перемещения в процессе разработки грунта проходка может быть лобовой (торцовой) или боковой.

     

     Траншеи разрабатываются, как правило, за одну лобовую проходку. Разработка котлованов выполняется одной или несколькими параллельными проходками. При значительной глубине выемки она разрабатывается ярусами, постепенно углубляясь до образования проектного контура котлована (рис.2).

     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

    

Рис.2. Схемы экскаваторных проходок с рабочим оборудованием "прямая лопата":

а - лобовая (торцовая) проходка; б - то же, с двусторонним расположением транспорта; в - уширенная лобовая проходка с движением экскаватора "зигзаг"; г - поперечно-торцовая проходка; д - боковая проходка; е - разработка котлована по ярусам:

I, II, III, IV - яруса разработки;

1 - экскаватор; 2 - автосамосвал; 3 - направление движения транспорта

     

     В зависимости от геометрических параметров выемки и характеристики рабочего оборудования экскаватора назначают вид, размеры и количество проходок.

     

     Одноковшовые экскаваторы с рабочим оборудованием "прямая лопата" целесообразно применять для разработки выемок значительных размеров при отсутствии грунтовых вод или незначительном их притоке.

     

     При разработке грунта с погрузкой в транспорт "прямая лопата" - наиболее производительный вид рабочего оборудования. Экскаватор с таким оборудованием размещается на подошве забоя и разрабатывает грунт выше уровня стоянки. Разработка грунта, как правило, осуществляется с погрузкой в транспортные средства, которые могут располагаться на одном уровне с экскаватором или выше подошвы забоя.

     

     В зависимости от ширины котлована лобовая проходка экскаватора может быть прямолинейной, зигзагообразной и поперечно-торцовой. Боковая проходка применяется при разработке широких котлованов. Очертания выемки при различных проходках представлены на рис.2. Ширина лобовых проходок определяется по формулам:

     

     для лобовой прямолинейной

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;                                                           (1)

     

     для зигзагообразной

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;                                                       (2)

     

     для поперечно-торцовой

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;                                                     (3)

     для боковой

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель,                                         (4)

     

     где:

     

     ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - оптимальный радиус резания экскаватора;

     

     ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - длина рабочей передвижки экскаватора;

     

     ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель- радиус резания на уровне стоянки;

     

     ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - количество поперечных передвижек экскаватора;

     

     ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель -коэффициент откоса;

     

     ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель-высота забоя

     

     

     Для въезда в котлован устраивают траншею с уклоном 10-15° и шириной до 3,5м при одностороннем движении и до 8м при двустороннем.

     

     Экскаваторы с рабочим оборудованием "обратная лопата" и драглайн разрабатывают выемки (котлованы, траншеи и др.) любой ширины и глубиной, не превышающей максимальной глубины резания. Поярусная разработка выемки при этом виде оборудования, как правило, не практикуется. Экскаватор размещается выше забоя, что облегчает разработку мокрых и обводненных грунтов.

     

     Экскавация грунта может осуществляться в направлении, совпадающем с перемещением экскаватора, - торцовой проходкой и перпендикулярно направлению перемещения - боковой. В последнем случае глубина разработки меньше, чем при торцовой. Схемы проходок и их размеры представлены на рис.3.     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

     

Рис.3. Схемы проходок экскаватора с рабочим оборудованием "драглайн" и "обратная лопата":

а - лобовая проходка; б - уширенная лобовая; в - поперечно-торцовая; г - боковая проходка; д - разработка котлована двумя лобовыми проходками;

I и II - последовательность проходок;

1 - экскаватор; 2 - автосамосвал

     

     Грунт разрабатывают с погрузкой в транспорт или в отвал. Драглайн более производительно работает с перемещением грунта в отвал или насыпь.

     

     Многоковшовые экскаваторы - землеройные машины непрерывного действия, наиболее эффективные при разработке выемок постоянного поперечного сечения и большой протяженности.     

     

     Экскаваторы поперечного копания используют, как правило, при разработке карьеров, больших котлованов, прокладке каналов, планировке откосов постоянных выемок значительных размеров и т.д.

     

     В строительстве наибольшее распространение получили многоковшовые экскаваторы продольного копания, которые применяют для разработки траншей при устройстве инженерных коммуникаций с глубиной прокладки до 3,5 м.

     

     Технологические возможности этих машин зависят от конструкции рабочего органа. Он может быть выполнен в виде ковшового ротора или рамы с ковшовой цепью. Экскаваторы с ковшовой цепью обеспечивают разработку траншей на большую глубину, чем роторные.

     

     Схемы работы экскаваторов и профили траншей представлены на рис.4.     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

Рис.4. Схема работы многоковшовых экскаваторов:

а - экскаватор с ковшовой цепью; б - роторный экскаватор;

1 - базовая машина; 2 - система управления положением рабочего органа; 3 - ковшовая цепь;  4 - ковшовый ротор; 5 - ленточный транспортер;

в - д - профили траншей, разрабатываемых многоковшовыми экскаваторами

     

     

     Производительность экскаватора зависит от скоростей движения машины и рабочего органа, которые, в свою очередь, определяются видом разрабатываемого грунта, профилем и размерами траншеи.

     

     Разработка траншей многоковшовыми экскаваторами эффективна в грунте, не имеющем камней и остатков корней древесной растительности.

     

     В силу конструктивных особенностей многоковшовых экскаваторов дно разрабатываемой выемки повторяет продольный профиль поверхности, по которой движется экскаватор. Для получения траншеи с заданным уклоном требуется регулирование заглубления рабочего органа в зависимости от изменения отметок дневной поверхности по трассе прокладки коммуникаций. Это регулирование положения рабочего органа должно производиться с использованием полуавтоматических и автоматических устройств, устанавливаемых на экскаваторе. Хороший эффект достигается при использовании устройства на основе фотоэлементов ПУЛ-3 (прибор управления лучом).

     

     При планировке площадок и разработке выемок с укладкой грунта в насыпь или отвал целесообразно применение землеройно-транспортных машин. Наиболее эффективны для этих целей скреперы и бульдозеры, которые могут также применяться при разработке траншей и неглубоких котлованов простой конфигурации.

     

     Землеройно-транспортные машины - машины цикличного действия, в процессе работы выполняющие послойную разработку грунта, перемещение его на значительные расстояния и укладку слоем равномерной толщины. Все операции рабочего цикла могут осуществляться только при движении машины, поэтому в технологическом проектировании и выполнении работ для достижения высокой производительности необходимо обеспечить на каждой операции цикла максимальную скорость и наименьший путь при передвижении из возможных в конкретных условиях производства работ.

     

     Планировку площадок и возведение земляного полотна дорог предпочтительнее выполнять скреперами. Технологические возможности скрепера определяются емкостью ковша и типом ходовой части. В настоящее время применяют прицепные, полуприцепные и самоходные скреперы с емкостью ковша 6; 8; 10 и 15 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель. Планируется выпуск скрепера с ковшом 25 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель.

     

     Скреперы большой емкости ковша при прочих равных условиях имеют более высокую производительность в расчете на 1 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннельемкости ковша и обеспечивают оптимальное транспортирование грунта на большие расстояния. Целесообразная дальность транспортирования грунта прицепными скреперами (0,3-1,0 км) значительно меньше по сравнению с полуприцепными и самоходными (3-5 км).

     

     В производстве работ применяют схемы движения скрепера по эллипсу, восьмеркой, зигзагом, спирально и поперечно-челночно (рис.5). Схему движения выбирают в зависимости от вида и геометрических параметров земляного сооружения или планируемой площадки. Оптимальной является схема, обеспечивающая высокую производительность и движение без резких поворотов.     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

     

Рис.5. Схемы движения скрепера при разработке грунта:

а - движение по схеме эллипс; б - по схеме восьмерка; в - по схеме спираль;

1 - участок разработки грунта; 2 - укладка грунта,

0-0 - линия нулевых работ; в - ширина полосы разработки грунта;

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - путь набора грунта; ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - то же, укладки грунта

     

     

     Движение скрепера по эллипсу чаще используется при планировке площадок, по восьмерке - для возведения сооружений и при планировке из двусторонних выемок, по схеме "зигзаг" - при устройстве траншей и насыпей большой протяженности, по поперечно-челночной - при возведении невысоких насыпей из двусторонних резервов и разработке неглубоких котлованов.

     

     При наборе грунта скрепер испытывает наибольшее сопротивление движению, поэтому необходимо выбирать оптимальный режим резания. Для сокращения времени этой операции набор грунта следует осуществлять при прямолинейном движении, желательно под уклон, совершая резание по шахматно-гребенчатой схеме и резание клиновидным или гребенчатым забоем. В тяжелых грунтах применяют предварительное рыхление на толщину слоя резания.

     

     Повысить производительность скрепера можно, используя на участке набора тракторы-толкачи, что обеспечивает загрузку ковша с "шапкой" и сокращение времени набора грунта.

     

     Бульдозеры широко применяют для разработки грунта и перемещения его на расстояние до 100 м, для разравнивания грунта в насыпях и отвалах, снятия растительного слоя и т.д.

     

     Технологические возможности определяются классом базовой машины, т.е. тяговым усилием трактора или тягача, на котором смонтирован отвал, и системой управления рабочим оборудованием. Чем выше класс машины, тем больше размеры установленного на ней отвала и, как следствие, выше производительность. Гидравлическая система управления отвалом обеспечивает большую точность высотных отметок при планировке и более широкие возможности автоматизации работы бульдозера.

     

     В зависимости от вида возводимого земляного сооружения и дальности перемещения грунта схема движения бульдозера в процессе работы может быть челночная, поперечно-челночная, по эллипсу, спирали и т.д. (рис.6). Разработка грунта осуществляется послойно при небольшой площади выемки или поярусно-траншейным способом. Резание грунта в забое производится стружкой клиновидной или гребенчатой формы.     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

     

Рис.6. Схемы работы бульдозера:

а - схема перемещения бульдозера; б - ярусно-траншейная разработка грунта; в - послойная разработка грунта; г - схема резания грунта стружкой постоянной толщины; д - то же, гребенчатым профилем; е - то же, клиновидным;

1, 2, 3 - последовательность разработки

     

     В связи с конструктивными особенностями рабочего оборудования бульдозера потери грунта при перемещении прямо пропорциональны дальности транспортирования. Это существенно снижает производительность при дальности более 50 м.

     

     Для повышения производительности используют разработку грунта с движением машины под уклон, с промежуточными валками, траншейно-полосную и поярусно-траншейную схемы разработки, групповую работу бульдозеров с движением в линию "отвал в отвал", установку отвала с боковыми открылками.

     

     Грейдеры используют при планировке территории, откосов земляных сооружений, зачистке дна котлованов и отрывке канав глубиной до 0,7 м, при возведении протяженных насыпей высотой до 1 м и нижнего слоя более высоких насыпей из резервов. Автогрейдерами профилируют дорожное полотно, проезды и дороги.

     

     При возведении насыпи из разрабатываемого резерва (рис.7) наклонный нож сдвигает срезанный грунт в сторону насыпи. При следующей проходке грейдера этот грунт перемещается еще дальше в том же направлении. Поэтому целесообразно работать одновременно двумя грейдерами, из которых один срезает, а другой перемещает срезанный грунт. Наиболее эффективно использовать автогрейдеры при длине проходки 400...500 м. Плотные грунты до разработки грейдером следует разрыхлять тракторным рыхлителем или плугом. Помимо разработки грунта и его перемещения на небольшие расстояния грейдером можно разравнивать и начисто планировать грунт. При выполнении различных операций углы наклонов ножа грейдера изменяются в следующих пределах: угол захвата 30...70° угол резания 35...60°, наклона -2...10°.     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

     

Рис.7. Схема разработки резерва автогрейдером

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - угол захвата; ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - угол резания; ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель - угол наклона

     

     

     Для обеспечения оптимального режима работы землеройно-транспортных машин созданы системы автоматического регулирования скорости их движения в зависимости от сопротивления резанию и плотности разрабатываемого грунта. Для автогрейдеров, используемых преимущественно на планировочных работах применяют устройства, автоматически контролирующие заглубление в грунт.

     

     

Укладка и уплотнение грунтов

 

     Уплотнение производится с целью увеличения несущей способности грунта, уменьшения его сжимаемости и снижения водопроницаемости. Уплотнение может быть поверхностным и глубинным. В обоих случаях оно осуществляется механизмами.

     

     Существует уплотнение грунтов укаткой, трамбованием и вибрированием. Наиболее предпочтителен комбинированный метод уплотнения, заключающийся в одновременной передаче на грунт различных воздействий (например, вибрирование и укатка), или объединение уплотнения с другим рабочим процессом (например, укатка и движение транспортных средств и др.).

     

     Для обеспечения равномерного уплотнения отсыпанный грунт разравнивают бульдозерами или другими машинами. Наибольшее уплотнение грунта с наименьшей затратой труда достигается при определенной оптимальной для данного грунта влажности. Поэтому сухие грунты должны увлажняться, а переувлажненные - осушаться.

     

     Грунт уплотняют участками (захватками), размеры которых должны обеспечивать достаточный фронт работ. Увеличение фронта работ может привести к высыханию подготовленного к уплотнению грунта в жаркую погоду или, наоборот, к переувлажнению в дождливую.

     

     Наиболее трудным является уплотнение грунта при обратной засыпке пазух фундаментов или траншей, так как работы ведутся в стесненных условиях. Во избежание повреждения фундаментов или трубопроводов прилегающий к ним грунт на ширину 0,8 м уплотняется с помощью виброплит, пневматических и электрических трамбовок слоями толщиной 0,15...0,25 м (рис.8, а - в).Более производительные способы, например самопередвигающиеся виброплиты и другие (рис.8, г - е),применяются при уплотнении засыпки под полы.     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

Рис.8. Схемы уплотнения грунта

а- общий вид насыпи; б, в -уплотнение виброплитой и вибротрамбовкой; г- то же самопередвигающейся виброплитой; д, е- то же прицепным виброкатком и самоходным кулачковым катком;

/, //, III- соответственно виброуплотнение на месте, при движении вперед и назад.

     

     Насыпи, имеющие большую площадь, рекомендуется уплотнять прицепными или самоходными гладкими или кулачковыми катками, а также трамбующими машинами по замкнутому кругу.

     

     Проходки грунтоуплотняющих машин делаются с небольшим перекрытием во избежание пропусков неуплотненного грунта. Число проходок по одному месту и толщина слоя задаются в зависимости от вида грунта и типа грунтоуплотняющей машины или устанавливаются опытным путем (обычно 6...8 проходок).

     

     Насыпи, к которым не предъявляются высокие требования по плотности грунта, можно уплотнять транспортными средствами в процессе отсыпки грунта. Схема работы составляется так, чтобы груженый транспорт перемещался по отсыпанному слою грунта.

     

     Механизмы для разработки грунта приведены в табл.1.

     

Таблица 1

 

 

 

Технические характеристики землеройных, землеройно-транспортных и грунтоуплотняющих машин

 

Марка

(тип трактора)

Мощность, кВт

Масса, т

Емкость ковша, мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель (размер отвала, м)

Наибольшие размеры разработки, м

Габариты (длина ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель ширина ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель высота), м

Производительность, ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

ширина

глубина (высота)

Экскаваторы

ЭО-2621А

44

5,5

0,25

10

2,2

7,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,25

20

ЭО-3322

55

14,5

0.4...0.5

16,4

5,2

9,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

25

ЭО-3332

55

14,5

0,4

17,2

5,1

8,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

25,5

Э-5015А

59

13,0

0,5

14,6

3,9

8,1ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,0

30

ЭО-4321

59

19,2

0,65

18,0

5,6

9,1ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,5

40

ЭО-4121

95

24,5

1,0

18,8

5,0

10,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2

50

ЭО-5122

125

35,8

1,25; 1,6

18,8

5,0

13,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,9

60

ЭО-5123

125

37,0

2,0

20,4

5,5

13,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,9

80

ЭО-6122

150

58,0

5,0

20,4

5,3

14,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель5,5

100

Погрузчики

ТО-19

29

4,4

0,25

1,4

2,6

5,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,4

15

ТО-15

37

4,1

0,4

1,8

2,1

5,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,4

20

ТО-6

59

7,1

1,0

2,3

2,7

5,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,9

30

ТО-18

100

10,0

1,5

2,4

2,8

7,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,0

60

ТО-8

176

19,0

2,7

3,1

3,4

8,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2

90

ТО-21

405

62,0

7,5

4,4

4,5

10,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,7

350

Бульдозеры

ДЗ-37 (МТЗ-52)

41

3,8

2,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель0,7

2,0

0,15

6,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,3

200

ДЗ-29 (Т-74)

55

6,6

2,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель0,8

2,6

0,3

4,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,5

280

ДЗ-42 (ДТ-75)

59

7,3

2,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель0,8

2,6

0,3

4,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,7

300

ДЗ-8 (Т-100)

79

13,6

3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,2

3,2

1,0

5,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

510

ДЗ-18 (Т-100)

79

13,6

3,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,0

3,9

0,5

5,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

570

ДЗ-28 (Т-130)

118

14,1

3,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,0

3,9

0,4

6,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

860

ДЗ-24А(Т-180)

132

18,2

3,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,1

3,4

1,0

7,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,8

900

ДЗ-48 (К-702)

155

18,2

3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,2

3,6

0,6

7,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,5

1050

ДЗ-34 (ДЭТ-250)

221

31,4

4,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,6

4,5

0,4

6,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2

1400

Бульдозерно-рыхлительные агрегаты

ДП-14,15(Т-100)

79

15

3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,2

3,2

0,4

6,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

500

ДП-5С(Т-130)

118

17,3

3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,3

3,2

0,4

6,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

850

ДП-26С(Т-130)

118

17,9

3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,1

3,2

0,45

6,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

850

ДП-22С(Т-180)

132

22,7

3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,3

3,6

0,5

8,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,8

1000

ДП-18 (Т-180)

132

20,9

3,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,1

3,4

0,4

8,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,8

1000

Д-671С(Т-220)

162

23,3

3,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,1

3,5

0,5

7,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,5ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,9

1000

Скреперы прицепные

ДЗ-30 (Т-74)

55

2,8

3

1,9

0,15

5,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,1

35

ДЗ-57 (ТП-4)

66

4,8

5

2,4

0,25

6,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,2

45

ДЗ-20А (Т-100)

79

7,3

7

2,7

0,3

7,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,4

50

ДЗ-77С(Т-130)

118

9,8

8

2,7

0,35

9,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,7

60

ДЗ-26 (Т-180)

132

9,2

10

2,8

0,3

9,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,7

90

ДЗ-23 (ДЭТ-250)

221

16,3

15

2,9

0,35

11,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,1

110

Скреперы самоходные

ДЗ-11П

158

19

9

2,7

0,3

10,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,9

40

ДЗ-32

177

20

10

2,9

0,3

10,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,9

50

ДЗ-13

265

35

15

2,8

0,35

13,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,8

70

ДЗ-115

265ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2

44

15

3,0

0,35

13,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,6ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,8

100

ДЗ-67

315ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2

64

25

3,6

0,4

16,1ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,4ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель4,3

120

Катки прицепные

ДУ-30 (Т-100)

79

12,5

-

2,2

0,27

5,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель1,8

140

ЗУР-25 (Т-100)

79

15

-

2,9

0,5

5,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,3

160

ДУ-32А(Т-130)

108

18

-

2,6

0,3

5,0ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,3ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,1

170

ДУ-39А (Т-180)

118

25

-

2,6

0,4

5,8ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,9ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,4

180

ДУ-4 (К-700)

158

25

-

2,5

0,4

5,7ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель3,2ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель2,2

200

ДУ-16

(МАЗ-529Е)

158

25

-

2,8

0,45

9,2x3,2 x 2,9

200

     

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

 

     

     Объектом-представителем является промышленный корпус, к которому подходит коммуникационный тоннель.

     

     Характеристика объекта-представителя

     

     Размеры, м

     

     глубина ..................................     9,9

     

     ширина (по дну)..........................     13,3

     

     длина (по дну) ...........................     515,5

     

     Группа грунта .................................     I

     

     Объем земляных работ, мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель.....................106320

     

     Строительство ведется в среднем климатическом поясе, в летнее время в две смены. Срок выполнения работ для основного варианта - 32 рабочих дня.

     

     В процессе привязки технологической схемы к конкретному объекту и условиям строительства необходимо уточнить места расположения съездов, объемы работ и график их производства, калькуляцию затрат труда, перечень средств механизации с учетом наличного парка землеройных механизмов.

     

     Настоящий комплексно-механизированный технологический процесс состоит из подготовительных и основных операций.

     

     К подготовительным относятся:

     

     устройство временной автомобильной дороги для транспортировки грунта;

     

     устройство освещения мест разработки и складирования грунта;

     

     геодезическая разбивка осей и контуров траншеи.

     

     К основным операциям относятся: разработка грунта в траншее; зачистка грунта недобора; уплотнение дна траншеи.

     

     Состав комплексов машин, применяемых при выполнении технологического процесса, приведен ниже.

     

     Вариант N 1 (основной):

     

     Экскаватор ЭО-5122, оборудованный унифицированной обратной лопатой с ковшом емкостью.1,6 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;

     

     Экскаватор Э0-4111Б, оборудованный драглайном с трамбующей  плитой массой 5 т;

     

     Бульдозер ДЗ-110А;

     

     Автогрейдер ДЗ-31-1;

     

     Автомобили-самосвалы КрАЗ-256В.

     

     Вариант N 2:

     

     Экскаватор Э0-4121А, оборудованный обратной лопатой с ковшом емкостью 1 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;

     

     Экскаватор ЭO-4111Б, оборудованный драглайном с трамбующей плитой массой 5т;

     

     Бульдозер ДЗ-110А;

     

     Автогрейдер ДЗ-31-1;

     

     Автомобили-самосвалы КамАЗ-5511.

     

     Вариант N 3:

     

     Экскаватор Э-10011Е, оборудованный обратной лопатой с ковшом емкостью 1 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;

     

     Экскаватор ЭO-4111Б, оборудованный драглайном с трамбующей плитой массой 5т;

     

     Бульдозер ДЗ-54;

     

     Автогрейдер ДЗ-31-1;

     

     Автомобили-самосвалы КамАЗ-5511.

     

     

Технология производства работ при использовании комплекса машин варианта N 1

 

     

     Разработку грунта в траншее под коммуникационный тоннель производят экскаватором ЭС-5122, оборудованным унифицированной обратной лопатой с ковшом емкостью 1,6 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель. Разработка грунта ведется ниже уровня стоянки экскаватора продольной проходкой с поворотом платформы экскаватора не более,  чем на 60°. Ст оси проходки экскаватора до верхней бровки откоса должно быть не менее 3,5 м. Грунт грузят в автомобили-самосвалы КрАЗ-256Б и вывозят в отвал. Автомобили-самосвалы, подаваемые под погрузку грунта, устанавливают по заранее поставленным вешкам таким образом, чтобы средний угол поворота платформы экскаватора не превышал 90°. Очередной автомобиль-самосвал должен подъезжать к месту погрузки не позднее окончания загрузки предыдущего. Для равномерного распределения грунта в кузове самосвала ковш экскаватора должен находиться над центром кузова.

     

     Разработка грунта экскаватором в траншее производится по трем горизонтам.

     

     Схем рытья траншеи в грунтах III группы экскаватором приведены на рис.9-10.

     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

Рис.9. Схем рытья траншеи в грунтах III группы экскаватором

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

     

Рис.10. Схем рытья траншеи в грунтах III группы экскаватором

     

     

     Временные автомобильные дороги, по которым транспортируют грунт, следует поддерживать в исправном состоянии, используя для этой цели автогрейдер ДЗ-31-1.

     

     Разработка грунта экскаватором ведется с недобором по дну равным 0,52 м. Грунт недобора на глубину 0,2 м срезают бульдозером ДЗ-110А с перемещением во временные отвалы, из которых грунт экскаватором ЭО-5122 грузят в автомобили-самосвалы КрАЗ-256Б и вывозят в отвал.

     

     Дальнейшее понижение отметок дна траншеи до проектных (на 0,32 м) производят трамбующей плитой массой 5 т, подвешенной к стреле экскаватора ЭО-4111Б, оборудованного драглайном.

     

     По окончании отрывки траншеи и срезки недобора по дну проверяется влажность грунта и при недостаточной ее величине основание увлажняет до получения оптимальной влажности   (18%).

     

     Уплотнение грунта производится последовательно, отдельными -полосами, на участках, расположенных в радиусе действия стрелы экскаватора; высота подъема плиты составляет 4-5 м. След от каждой ранее уплотненной полосы должен перекрываться на 0,1-0,15 м.

     

     Необходимое число ударов по одному следу принимается от 6 до 8 с уточнением опытным путем. Грунт в основании должен быть уплотнен на глубину 1,5 м до получения объемной массы скелета грунта 1,65 т/мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель. При этом объемная масса скелета грунта на верхней границе уплотнения должна быть не менее 1,8 т/мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель, а на нижней границе - 1,6 т/мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель.

     

     При разработке грунта по варианту N 1 (ведущая машина экскаватор ЭО-5122) каждую смену работают:

     

     машинисты экскаваторов 6 разряда - 2;

     

     помощники машинистов 5 разряда - 2;

     

     машинисты бульдозеров 6 разряда - 2;

     

     машинист автогрейдера 6 разряда - 1;

     

     водители автомобилей-самосвалов 3 класса - 10.

          

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

 

 

Технические требования

к разработке выемок (траншей) под конструкции

 

 

СНиП 3.02.01-87 п.п. 1.11, 3.1-3.6, 3.29

     

     Размеры выемок по дну в натуре должны быть не менее установленных проектом.

     

     Минимальная ширина выемок должна быть не менее ширины конструкции  + 0,2 м с каждой стороны,  при необходимости передвижения людей в пазухе - не менее  0,6 м.

     

     Отклонения от проектного продольного уклона дна траншей, выемок с уклонами не должны превышать ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель0,0005

     ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель  

     

     

     Выемки следует разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания.

     

     Отклонения отметок дна выемок в местах устройства фундаментов и укладки конструкций:

     

     - при окончательной разработке не должны превышать  5 см;

     

     - при черновой разработке не должны превышать данных, приведенных в таблицах 3.1, 3.2.

Таблица 3.1

Отклонения отметок дна выемок от проектных (кроме выемок в валунных,

скальных и вечномерзлых грунтах) при черновой разработке

 

Вид механизма для разработки грунта

Предельные отклонения, см

Число

измерений

1) одноковшовыми экскаваторами, оснащенными ковшами с зубьями:

  

  

а) с механическим приводом по видам оборудования:

  

  

драглайн;

+ 25

20

прямого копания;

+ 10

15

обратная лопата;

+ 15

10

б) с гидравлическим приводом;

+ 10

10

2) одноковшовыми экскаваторами, оснащенными планировочными ковшами, зачистным оборудованием и др. специальным оборудованием для планировочных работ, экскаваторами-планировщиками;

+ 5

5

3) бульдозерами;

+ 10

15

4) траншейными экскаваторами;

+ 10

10

5) скреперами.

+ 10

10

Таблица 3.2

 

 

Отклонения отметок дна выемок от проектных

в скальных и вечномерзлых грунтах при черновой разработке

 

     

Технические требования

Предельные отклонения

Число измерений

Отклонения отметок дна выемок от проектных, кроме планировочных выемок:

а) недоборы;

Не допускаются

20

б) переборы при рыхлении:

взрывным способом методом скважинных зарядов:

- прочных грунтов;

- прочих скальных и вечномерзлых грунтов;

20 см;

40 см;

20

20

 взрывным способом методом шпуровых зарядов:

  

  

- прочных грунтов;

- прочих скальных и вечномерзлых грунтов;

10 cм;

20 см;

20

20

 механическим способом:

- прочных грунтов;

- прочих скальных и вечномерзлых грунтов;

5 см;

10 см;

20

20

Отклонения отметок дна планировочных выемок от проектных:

- недоборы;

10 см

20

- переборы

20 см

20

     

     На устройство оснований под конструкции следует составлять акт освидетельствования скрытых работ.

Не допускается:

     размыв, размягчение, разрыхление или промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более 3 см.

     

 

 

Геодезический контроль точности отрывки траншеи

 

 

     При нeбoльших объемах земляных работ отрывку траншей на заданную глубину и с заданным уклоном обеспечивают от обноски с помощью визирок (рис.11).   

     

     

ТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

Рис.11. Схема контроля точности отрывки траншеи визирками:

O и P - отметки полочек; R и S - отметки постоянных визирок;

KL - длина ходовой визирки

     

     

     Постоянную визирку, состоящую из визирной планки и стойки, изготавливают из досок в виде буквы Т. Аналогичным образом делают и ходовую визирку. Постоянную визирку наглухо прикрепляют к полочке обноски так, чтобы визирная планка была горизонтальна. Планки визирок для лучшей видимости делят пополам и окрашивают в разные цвета:   белый и черный или белый и красный. Длина постоянной визирки зависит от длины выбранной ходовой; их длины должны быть такими, чтобы плоскость, проведенная через верхние грани планок, проходила над поверхностью земли и была параллельна дну запроектированной траншеи с соблюдением проектного уклона.

     

     Для работ ходовую визирку чаще всего изготовляют определенной длины (2,5; 3,0; 3,5; 4,0 м), а затем вычисляют длину постоянной визирки. Необходимую длину ходовой визирки выбирают по разности отметок полочки и дна траншеи. Исходя из условия удобства визирования длина ходовой визирки должна быть выше полочки на 0,2-0,8 м.

     

 

 

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

 

     

Потребность в машинах, оборудовании, инструменте, инвентаре и приспособлениях

     

     Вариант N 1 (основной):

     

     Экскаватор ЭО-5122, оборудованный унифицированной обратной лопатой с ковшом емкостью1,6 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;

     

     Экскаватор Э0-4111Б, оборудованный драглайном с трамбующей  плитой массой 5 т;

     

     Бульдозер ДЗ-110А;

     

     Автогрейдер ДЗ-31-1;

     

     Автомобили-самосвалы КрАЗ-256В.

     

     Вариант N 2:

     

     Экскаватор Э0-4121А, оборудованный обратной лопатой с ковшом емкостью 1 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;

     

     Экскаватор ЭO-4111Б, оборудованный драглайном с трамбующей плитой массой 5т;

     

     Бульдозер ДЗ-110А;

     

     Автогрейдер ДЗ-31-1;

     

     Автомобили-самосвалы КамАЗ-5511.

     

     Вариант N 3:

     

     Экскаватор Э-10011Е, оборудованный обратной лопатой с ковшом емкостью 1 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель;

     

     Экскаватор ЭO-4111Б, оборудованный драглайном с трамбующей плитой массой 5 т;

     

     Бульдозер ДЗ-54;

     

     Автогрейдер ДЗ-31-1;

     

     Автомобили-самосвалы КамАЗ-5511.

          

5. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

 

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.    ВАРИАНТ 1

Наименование работ

Единица измерения

Объем работ

Затраты труда

Состав звеньев и используемые механизмы

Рабочие смены 1/2

на единицу измерения, чел.-ч/(маш.-ч)

на весь объем работ,  чел.-дн./(маш.-ч)

Рабочие часы

Рытье траншеи в грунтах III группы экскаватором, оборудованным обратной лопатой, с укладкой грунта в отвал

100 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

1,63

4,4/(4,4)

7,2/(7,2)

Машинист 6 разр. - 1

Экскаватор ЭО-3322 - 1

7,2______

То же, с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы

100 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

0,27

5,3/(5,3)

1,4/(1,4)

Машинист 6 разр. - 1

Экскаватор ЭО-3322 - 1

1,4__

Перевозка грунта автомобилями-самосвалами на расстояние 10 км

100 т

0,513

10,1/(10,1)

5,2/(5,2)

Водители - 4

Автомобили-самосвалы ЗИЛ-555 -4

1,4__

Ремонт и содержание дорог при перевозке грунта на расстояние 10 км

1000 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

3,04

0,5/(0,5)

1,4/(1,4)

Машинист 6 разр. -1

Автогрейдер ДЗ-31- 1

1,4__

Разработка грунта III группы на отвале бульдозером с перемещением грунта на расстояние 10 м

100 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

0,27

0,8/(0,8)

0,2/(0,2)

Машинист 6 разр. -1

Бульдозер ДЗ-54-1

1,4__

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.  ВАРИАНТ 2

Наименование работ

Единица измерения

Объем работ

Затраты труда

Состав звеньев и используемые механизмы

Рабочие смены 1/2

на единицу измерения, чел.-ч/(маш.-ч)

на весь объем работ,  чел.-дн./(маш.-ч)

Рабочие часы

Рытье траншеи в грунтах III группы экскаватором, оборудованным обратной лопатой, с укладкой грунта в отвал

100 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

1,57

5,3/(5,3)

8,3/(8,3)

Машинист 6 разр. - 1

Экскаватор ЭО-3311Б - 1

8,3-______

То же, с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы

100 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

0,27

6,6/(6,6)

1,8/(1,8)

Машинист 6 разр. - 1

Экскаватор ЭО-3311Б - 1

1,8__

Перевозка грунта автомобилями-самосвалами на расстояние 10 км

100 т

0,513

10,1/(10,1)

5,2/(5,2)

Водители - 4

Автомобили-самосвалы ЗИЛ-555 -4

1,8__

Ремонт и содержание дорог при перевозке грунта III группы на расстояние 10 км

1000 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

3,04

0,5/(0,5)

1,4/(1,4)

Машинист 6 разр. -1

Автогрейдер ДЗ-31- 1

1,8__

Разработка грунта III группы на отвале бульдозером с перемещением грунта на расстояние 10 м

100 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

0,27

0,8/(0,8)

0,2/(0,2)

Машинист 6 разр. -1

Бульдозер ДЗ-54-1

1,8__

Разработка грунта III группы вручную в отвал (зачистка недобора)

1 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

6,0

1,9/-

11,4/-

Землекопы 2 разр. -2

5,7___

          

 

 

6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

Указания по охране окружающей среды

 

     

     До начала производства земляных работ в проекте организации строительства разрабатываются решения по охране природы в соответствии с действующим законодательством, стандартами и документами, регламентирующими рациональное использование и охрану природных ресурсов.

     

     Плодородный (растительный) слой почвы в основании насыпей и на площади, занимаемой различными выемками, до начала основных земляных работ должен быть снят. Размеры снятия слоя устанавливаются проектом организации строительства. Снятый грунт перемещается в отвал для использования его при рекультивации или повышении плодородия малопродуктивных земель. Растительный слой допускается не снимать:

     

     при толщине растительного слоя менее 10 см;

     

     на болотах, заболоченных и обводненных участках;

     

     на почвах с низким плодородием;

     

     при разработке траншей шириной поверху 1м и менее.

     

     Необходимость снятия и толщина слоя устанавливаются с учетом уровня плодородия, природной зоны в соответствия с действующими стандартами. При этом необходимо учесть, что снятие растительного слоя следует производить, когда грунт находится в немерзлом состоянии.

     

     Способы хранения грунта и защиты его от эрозии, подтопления, загрязнения устанавливаются в проекте организации строительства.

     

     Недопустимо использовать растительный слой для устройства перемычек, подсыпок и других постоянных и временных земляных сооружений.

     

     Зеленые насаждения - деревья, декоративный кустарник, рельеф местности, представляющий собой экзотическое своеобразие, должны быть защищены и максимально сохранены.

     

     Если при производстве земляных работ будут обнаружены археологические и палеонтологические объекты, то следует работы приостановить и сообщить об этом местным органам власти.

     

     Для предохранения грунтов от промерзания применение быстротвердеющей пены не допускается:

     

     на водосборной территории открытого источника водоснабжения в пределах зоны санитарной охраны водопроводов и водоисточников ;

     

     в пределах зоны санитаркой охраны подземных централизованных хозяйственно-питьевых водопроводов;

     

     на территориях, расположенных выше по течению подземного потока в районах, где подземные воды используются для хозяйственно-питьевых целей;

     

     на пашнях и кормовых угодьях.

     

     Земляные работы в затопляемых поймах, сброс воды после намыва, подводные земляные работы осуществляются по проекту, согласованному с государственными водохозяйственными и здравоохранительными учреждениями, а в водоемах, имеющих значение, - с рыбохозяйственными, в морских акваториях - с гидрометеослужбой (учреждением).

     

     При производстве дноуглубительных работ или намыве подводных отвалов в водоемах, имеющих рыбохозяйственное значение, общая концентрация механических взвесей должна быть в пределах норм, установленных государственными рыбохозяйственными учреждениями.

     

     Смыв грунта с палуб грунтовозных судов допускается только в районе подводного отвала.

     

     Сроки производства и способы подводных земляных работ следует назначать с учетом экологической обстановки и природных биологических ритмов (нерест, миграция рыб и пр.) в зоне производства работ.

     

     

Техника безопасности

 

     

     При работе на экскаваторах следует руководствоваться СНиП, а также правилами, изложенными в инструкции по эксплуатации экскаватора. В забое экскаватор необходимо устанавливать на ровной спланированной площадке. Работа на уклонах не разрешается.

     

     При работе прямой лопатой в высоком забое необходимо удалять находящиеся сверху козырьки и крупные камни, поскольку при осыпании грунта они могут повредить экскаватор и стать причиной несчастного случая.

     

     Запрещается нахождение людей и производство каких-либо других работ в зоне действия экскаватора; путь передвижения экскаватора в пределах строительной площадки должен быть заранее спланирован, а на слабых грунтах усилен инвентарными щитами.

     

     Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (газопроводов, электрокабелей и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.

     

     При приближении к подземным коммуникациям земляные работы должны производиться под наблюдением прораба или мастера, а в непосредственной близости от газопровода и кабелей, находящихся под напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового хозяйства и электрохозяйства.

     

     Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только вручную лопатами; использовать ломы, кирки и пневмомашины запрещается.

     

     Погрузка грунта в самосвалы экскаватором должна производиться со стороны заднего или бокового бока самосвала. Нахождение людей во время погрузки между экскаватором и транспортным средством запрещается.

     

     Во время перерывов в работе ковш экскаватора должен быть опущен на землю. После окончания работы машинист экскаватора обязан не только прочно установить ковш, но и затормозить экскаватор.

     

     В пределах призмы обрушения запрещаются складирование материалов, движение и установка строительных машин и транспорта, а также установка столбов линий связи.

     

     Производство работ в траншеях и котлованах, подвергающихся увлажнению после их полного или частичного открытия, допускается в том случае, если будут приняты меры предосторожности против обрушения грунта. Для этого прорабу или мастеру необходимо тщательно осмотреть состояние откосов перед началом работы каждой смены; необходимо обрушить грунт в местах обнаружения нависей и трещин у бровок и на откосах; временно прекратить работы до высыхания грунта; уменьшить крутизну откосов на участке, где производство работ является неотложным.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда и технике безопасности для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов

 

 

 

 

I. Общие требования

 

          

          1. К управлению экскаваторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный курс обучения и получившие удостоверения на право управления экскаватором определенной модели.

          

          2. Каждый экскаватор закрепляется за определенным обслуживающим персоналом. Один из машинистов назначается старшим (бригадиром).

          

          3. Независимо от прохождения курса обучения весь обслуживающий персонал должен пройти инструктаж по технике безопасности в соответствии с условиями работы.

          

          4. Персонал, обслуживающий экскаватор, должен быть в спецодежде и иметь все надлежащие защитные средства. Без этого работать на экскаваторе запрещается.

          

          5. Перед началом смены машинист должен получить точные указания об условиях работы в порядке выполнения данного ему задания.

          

          6. Обслуживающий персонал не имеет права приступать к работе на экскаваторе, не убедившись в его полной исправности.

          

          7. Все вращающиеся детали - зубчатые, цепные и ременные передачи, маховики и т.д. - должны быть ограждены кожухами. Пуск экскаватора при снятых кожухах запрещается.

          

          8. Пуск двигателя и механизмов разрешается только после подачи машинистом сигнала.

          

          9. Во время работы экскаватора всем, кроме машиниста, категорически запрещается находиться на поворотной платформе. Не допускается иметь на поворотной платформе посторонние предметы.

          

          10. Необходимо следить за тем, чтобы во всех шпоночных, болтовых и клиновых соединениях ответственных частей экскаватора была совершенно исключена возможность их самопроизвольного разъединения.

          

          11. Заправлять двигатель топливом и смазкой следует только при естественном освещении и лишь в случае крайней необходимости ночью с электроосвещением (от сети или аккумулятора).

          

          12. Во время заправки топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми фонарями и др. источниками открытого огня. После заправки все детали, облитые топливом или смазкой, следует насухо вытереть, а пролитое топливо тщательно засыпать песком.

     

          13. Не разрешается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо налить в радиатор горячую воду, а в картер - подогретое масло.

          

          14. Воспламенившееся около машины топливо нельзя тушить водой. Для этой цели необходимо использовать огнетушитель, который должен быть в кабине экскаватора, а также песок, брезент и т. д.

          

          15. Машинист, сдающий смену, обязан предупреждать своего сменщика обо всех неисправностях экскаватора, обнаруженных им во время работы, а также делать записи об этом в журнале.

 

 

II. Рабочее место экскаватора

 

     

          1. Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ. Экскаватор необходимо закрепить во избежание его самопроизвольного перемещения.

          

          2. Расстояние от наружного края гусеницы до бровки траншеи и котлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть не менее 1 м.                 

          

          3. Забой для прямой лопаты должен представлять собой стенку, возвышающуюся над поверхностью стоянки экскаватора с наклоном под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора. Вертикальные стенки забоя допускаются лишь в плотных грунтах.

          

          4. Для обратной лопаты и драглайна забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности  стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.

          

          5. Для прямой лопаты высота забоя не должна превышать максимальной высоты копания ковша. При этом нельзя допускать образования свесов (козырьков), которые могут обрушиться и засыпать людей, обслуживающих экскаватор.

          

          6. Для обратной лопаты и драглайна высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания при данной установки экскаватора.

          

          7. Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны быть постоянно свободными.

 

 

III. Техника безопасности во время работы экскаватора

 

          

          1. На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.

          

          2. Заводя пусковой двигатель дизеля, нельзя брать рукоятку в обхват, все пальцы должны быть с одной стороны рукоятки. Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель.                        

          

          3. Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожность следует также тогда, когда открываешь крышку радиатора и спускаешь из него горячую воду.

          

          4. Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.

          

          5. Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны, а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.

          

          6. При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зоне кабельной сети, запрещается.

          

          7. Нельзя открывать бочку с бензином, ударяя по пробке металлическими предметами.

          

          8. Во избежание несчастных случаев при обрыве подъемного каната или при аварии рабочего механизма во время работы экскаватора воспрещается, кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15 м от него.

          

          9. Во время работы категорически воспрещается:

     

          а) менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключением лопат, не имеющих напорного механизма);

     

          б) регулировать тормоза при поднятии ковша;

     

          в) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.

          

          10. В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

          

          11. Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиеся и ходовые части экскаватора - застопорены.

          

          12. Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся с ведома машиниста во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.

          

          13. Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающий персонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности и вести работу под наблюдением представителей технадзора.

          

          14. Производить работы под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается.

          

          15. В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию с эксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напряжении 1 кВт - 1,5 м; до 20 кВт - 2 м; 35 - 110 квт-4м; 154 -5м; 220 кВт - 6 м и 330-500 кВт -9м.

          

          16. Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего или бокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми и кабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она не имеет бронированного щита.

          

          17. Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем.

          

          18. Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во время погрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.

          

          19. Если в забое производят взрывные работы, экскаватор необходимо отвести на безопасное расстояние и повернуть к месту взрыва задней частью кабины.

          

          20. Дополнительные требования при работе экскаватора с прямой или обратной лопатой:

     

          а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;

     

          б) поднимая ковш прямой лопаты, нельзя допускать упора его блока в блок стрелы;

     

          в) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о  раму или гусеницу, а ковш еще и о грунт;

     

           г) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;

     

          д) препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы;

     

          е) при разработке первой траншеи необходимо следить, чтобы при повороте ковша на разгрузку хвостовая часть экскаватора не задевала за боковую стенку забоя;

     

          ж) во время экскавации необходимо следить за правильной намоткой канатов на барабан лебедки, чтобы они не перекрещивались на барабане. Нельзя направлять наматывающиеся канаты руками.

          

          21. При работе драглайном или грейфером:

     

          а) если во время заполнения ковша встречается препятствие, его необходимо обойти, подняв ковш. Делать резкие рывки ковшом запрещается;

     

          б) после заполнения ковша его следует немедленно поднять.

          

          22. При работе экскаваторов, оборудованных клин-бабой:

     

          а) зона действия экскаватора от места работы клин-бабы , .должна быть ограждена предупредительными знаками в радиусе 40 м;

     

          б) к работе на экскаваторе, оборудованном клин-бабой, допускаются только экскаваторщики, прошедшие специальный инструктаж по технике безопасности;

     

          в) перед началом работы необходимо тщательно, проверить крепление канатов. Канат должен иметь такую длину, чтобы после удара клин-бабы о подошву забоя на барабане лебедки оставалось не менее двух витков каната;

     

          г) работа с клин-бабой разрешается при наклоне стрелы не менее 60° к горизонту;                                

     

          д) при осмотре и ремонте, а также замене каната клин-баба должна находиться на земле.

          

 

 

IV. Техника безопасности при передвижении экскаватора

 

          

          1. Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под углом большим, чем указано в таблице необходимо производить при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, прораба или мастера.

          

          2. Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как мосты, трубопроводы, насыпи и др. необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение от соответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.

          

          

     Марка  экскаватора

     Угол подъема в градусах

Э-153

Э-302

Э-652

Э-1252

16

22

22

20

          

     

          3. Во время движения экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5-0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом запрещается.

          

          4. Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередач должно производиться под наблюдением инженерно-технического работника.

          

 

 

7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

     

Наименование

Варианты комплексов механизации работ

 

1

2

3 (аналог)

Объем работ, мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

106320

106320

106320

Общие затраты труда, чел.-дн.

933

1148

1306

То же, на 1000 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель грунта, чел.-ч

71,9

88,5

100,7

Затраты машинного времени на весь объем работ, маш.- смен

817

948

1090

Продолжительность процесса (при двухсменной работе), дн.

32

37,5

40

Затраты труда на ручные работы, чел.-дн.

-

-

-

Выработка за 1 маш.-ч, мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель грунта

15,9

13,7

11,9

Стоимость затрат труда на весь объем работ, руб.

То же, на 1000 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель грунта

Приведенные затраты на весь объем работ, руб.

То же, на 1000 мТТК. Устройство траншеи под коммуникационный тоннель

     

     

     

Материал подготовил Демьянов А.А.

     

 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.