Разные материалы обладают разной способностью защищать от охлаждения и нагревания или, как принято говорить, обладают разной теплопроводностью. Мы называем теплопроводностью способность тела проводить или передаивать тепло от нагретой его стороны к холодной. Чем больше нагрета первая и чем холоднее вторая, тем больше тепла перейдет через тело. Кроьив того, чем больше площадь тела и чем меньше его толщина, тем больше тепла оно передаст.
Теплопроводность материала измеряют тем количеством тепла (вычисленного в калориях), которое проходит за 1 час через плиту, площадью в 1 (1 квадх>атный метр) и толщиной в 1 .и. • ;
Точные наблюдения и измерения показали, что тепло передается от тела к телу тремя различными способами.
Во-первых, непосредственным соприкосновением тел, скажем, для примера, от нагретого кирпича, который мы держим в руке, через тряпку, в которую мы обернули кирпич, чтобы не обжечься, к нашей руке. Это и есть внутренняя теплопроводность.
Во-вторых, замечено, что воздух или вода или другая жидкость, находясь в соприкосновении с нагретым телом участвуют в передаче тепла. Нагретые частицы газа или 'жидкости делаются легче окружающих и стремятся кверху. В результате перемещений нагретых частиц в жидкости или газа создаются потоки течения. Это явление носит название конвекции. Конвекция зависит от скорости движения воды или воздуха, т. е. от (внешних условий, ширины помещения и свойств самого воздуха или жидкости. 14
В-третьих, замечено, что тепло передается и без непосредственного соприкасания и даже при отсутствии воздуха, воды или ивой среды, "в безвоздушном пространстве; так передается тепло от солнца к земле — лучами, и этот способ тешгопере-дачп называется передачей лучеиспусканием. Количество тепла, передаваемого лучеиспусканием от одного тела другому, зависит как от величины передающей и воспринимающей поверхности, так и от свойств этих поверхностей (шероховатость, цвет и т. д.). х
В технике не разделяют все три рода передачи тепла и определяют суммарную теплопередачу, но необходимо всегда обращать внимание на то, каким из этих трех способов в дан-пых условиях передается больше тепла.
При изучении теплоизоляционных материалов, особенно важно уметь различать значение каждого вида теплопередачи.
Рассмотрим стенку из пенобетона. Допустим, что одна сторона ее выходит наружу и обогревается воздухом, а другая обращена к холодильнику и охлаждается. Стенки передают тепло соприкасанием, но в пенобетоне встречаются поры — пустоты, заполненные (воздухом. Если воздух неподвижен, то он передает тепло также соприкасанием, а если он еще и движется, то передает тепло и конвекцией- Кроме того через воздух тепло передается лучеиспусканием.
Чем тоньше стенки ячеек при той же величине их, тем меньшая толща материала их придется на 1 ж2 по площади и на 1 м по толщине, и тем меньше они передадут тепла, и следовательно, теплопередача соприкасанием или внутренняя теплопередача будет меньше. Чем крупнее поры, тем легче Движется в них воздух, следовательно, с уменьшением размеров пор уменьшается передача конвекцией. Наконец, чем мельче поры, тем больше их приходится на 1 м (или см) толщины, а следовательно, тем больше придется перегородок и тем более будет затруднена передача лучеиспусканием. В итоге мы видим, что уменьшение размеров пор, увешченпе их числа и утонынение стенок уменьшает теплопроводность и, следовательно, улучшает теплоизоляционные свойства материала.
Однако нельзя слишком утонынать стенки, не ослабляя материала, и нужная прочность ставит предел уменьшения толщины стенок. 1
|