// //
Дом arrow Статьи arrow Статьи arrow Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами традиции смысл и перспективы
Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами традиции смысл и перспективы

Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами: традиции, смысл и перспективы

http://www.roms.ru/?fms=1&sms=1&frm=full

В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концертная деятельность и т.п.) количество используемых произведений различных авторов уже давно стало столь велико, что заключение индивидуальных договоров с каждым автором оказалось практически неосуществимо. Массовое использование объектов, охраняемых авторским правом, уже нельзя было эффективно проконтролировать силами индивидуальных правообладателей. Отдельный автор не в состоянии в таких случаях проследить, когда, как и кем было использовано его произведение. В свою очередь, пользователи не имеют возможности заключать договоры с каждым из правообладателей.

В таких областях реализация авторских прав невозможна без применения систем коллективного управления ими, смысл которого состоит именно в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным.

Впервые идея о возможности совместных действий творческих работников была выражена Бомарше, созвавшим в 1777 году в Париже "Генеральные штаты драматического искусства". Собравшись обсудить конкретную финансовую проблему, двадцать два знаменитых писателя того времени сумели поднять дебаты до уровня коллективной защиты своих прав, назначили постоянных "уполномоченных", провели "забастовку пера" (аналогичная акция в США была проведена только спустя два столетия) и положили начало французскому Обществу авторов музыкально-драматических произведений. В 1838 году стараниями Оноре де Бальзака и Виктора Гюго было учреждено Общество французских литераторов. Общество собирало авторские гонорары за публикации в прессе.

Постепенно и везде по-разному, в зависимости от особенностей страны и ее культурной атмосферы, сеть авторских обществ распространилась по всему миру. Во многих странах авторские общества были созданы раньше, чем профсоюзы трудящихся.

В России уже в 1874 году по инициативе драматурга А.Н. Островского было создано "Общество русских драматических писателей", преобразованное в 1875 году в "Общество русских драматических писателей и композиторов".

В СССР коллективное управление имущественными авторскими правами осуществлялось государственной организацией - Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), которое в 90-е годы неоднократно преобразовывалось и изменяло название (ГААСП, РАИС). Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года с упразднением РАИС монополия государства в данной области была прекращена.

В Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" вопросам коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами посвящен специальный Раздел IV (статьи 44 - 47 Закона).

Основная деятельность любой организации по коллективному управлению имущественными авторскими или смежными правами - это выдача пользователям лицензий (заключение лицензионных соглашений) на использование произведений и (или) объектов смежных прав и распределение между авторами и другими правообладателями собранного с пользователей вознаграждения.

Таким образом, основной, но не единственной обязанностью организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами, является сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям. Дополнительными задачами являются: предоставление лицензий пользователям и контроль за соблюдением их условий, борьба с нарушениями, а также осуществление функций социального и культурного характера. Таким образом, общества, осуществляющие управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, призваны осуществлять не только сбор и распределение вознаграждения за различные виды использования произведений, но и любые иные действия, для плодотворности которых необходимо, чтобы они были коллективными.

С появлением новых технологий область, в которой индивидуальное осуществление прав невозможно или, по крайней мере, непрактично, постоянно и быстро расширялась. Однако это совершенно не означало постепенной "ликвидации" авторского права.

Очевидным итогом всех технических новшеств оказалось стремительное расширение сферы применения систем коллективного управления правами, которые позволяют реализовать их наилучшим способом из всех возможных в современных условиях. Так, необходимость коллективного управления в "цифровой среде" не вызывает никакого сомнения.

Оптимальным решением возникающих проблем оказалось именно создание организаций по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами, деятельность которых, с одной стороны, предоставляет пользователям возможность для эффективной и законной эксплуатации охраняемых материалов, а с другой стороны, обеспечивает правообладателям получение вознаграждения и необходимую степень защиты от возможного произвола.

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах предусматривает, что до использования произведения или объекта смежных прав пользователь обязан получить разрешение на его использование непосредственно у самого правообладателя либо заключить специальное лицензионное соглашение с организацией, управляющей соответствующими правами. Большинство пользователей, деятельность которых связана с использованием большого числа произведений, исполнений или фонограмм, предпочитают именно последний вариант, причем во многих случаях он является единственно возможным эффективным и работающим механизмом.

Несмотря на то, что в первую очередь система коллективного управления служит интересам обладателей авторских и смежных прав, она также дает преимущества и пользователям, которые таким образом могут получить доступ к необходимым им произведениям наиболее простым способом.

Возрастающее значение коллективного управления постоянно отмечается различными органами и экспертами ВОИС и ЮНЕСКО, занимающимися проблемами авторского права.

Коллективное управление авторскими и смежными правами становится все более и более важным способом осуществления этих прав в условиях чрезвычайно быстрого развития новых технологий. Все более возрастает международное сотрудничество в данной области.

Коллективное управление правами является наиболее работоспособным решением, наилучшим образом соотносящимся с основными принципами интеллектуальной собственности и происходящим в настоящее время бурным технологическим развитием.


 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.