// //
Дом arrow Статьи arrow Статьи arrow Буйная липа на строительном поле
Буйная липа на строительном поле

Буйная «липа» на строительном «поле»

http://www.sbs-association.com.ua/articles1.php

 

(с сокращениями) Вячеслав Козачук

При упоминании словосочетания «контрафактная продукция» в первую очередь вспоминаются телевизионные кадры, на которых по сваленным в кучу компакт-дискам и кассетам ездит трактор. Однако этот вид фальсификации в общем-то довольно безобидный, так как потребитель при приобретении некачественной продукции теряет только деньги. Подделки же в области строительства могут привести к нарушению целостности строительных конструкций, а в результате — к авариям, катастрофам, к человеческим жертвам.

По мнению экспертов, подделки составляют до 5-7% мирового производства строительной продукции, и перспектив на исчезновение у данного явления в ближайшем будущем нет, так как прибыль фальсификаторов достигает пятисот (!) процентов и может быть сравнима лишь с доходами от наркобизнеса или торговли оружием.

Ситуация

Индустрия по изготовлению контрафактной и фальсифицированной продукция в строительной отрасли Украины набирает обороты. Операторы и эксперты единодушно оценивают тенденцию этого явления как увеличивающуюся, а расхождения в точках зрения начинаются при переходе к количественным оценкам. Как считает генеральный директор компании «Хенкель Баутехник (Украина)» Владимир Соха, фальсификат и имитации — это сегодня в среднем 2-3% всего объема реализуемой в Украине продукции. Несколько другого мнения придерживается Сергей Лебедь, зам.начальника Управления борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий МВД Украины, который полагает, что уровень фальсификации значительно выше. Косвенным подтверждением этому служит статистика МВД: ежегодно фиксируется приблизительно 300-400 преступлений, при этом динамика роста составляет 10-20%, а число правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, в год составляет около 3000. При этом следует учесть, что далеко не все пострадавшие знают о том, что они пострадали, а те, кто осведомлен, не всегда обращаются в правоохранительные органы, предпочитая решать проблему другими способами.

Кто ты, фальсификатор?

Благодаря тому, что время от времени в СМИ появляются сообщения об обнаружении подпольных цехов, где изготавливались подделки, сложилось устойчивое мнение, что фальсификат – удел нелегалов. Эта категория «производственников» сегодня, конечно же, не единственная, но доминирующая.

Зачастую нелегальных изготовителей фальсификата называют «гаражниками», так как производственными (равно как и административными, складскими и пр.) помещениями для них в большинстве случаев служат гаражи для легковых автомобилей. Однако в последнее время фальсификация приобретает более индустриальный вид. По словам Сергея Лебедя, производство «липы» размещают также и на промышленных предприятиях, арендуя для этого целые цеха. «Ареалом обитания» фальсификаторов, как считает коммерческий директор компании «Химрезерв» Игорь Болдырев, являются Днепропетровская и Харьковская области.

Однако «липа» производится не только нелегалами, но и вполне добропорядочными, легальными предприятиями, использующими современное оборудование и производящими подделки наряду с легальной продукцией. Например, несколько лет назад в Одессе проходило судебное рассмотрение дела по факту имитации продукции. Предприятие, изготавливающее строительные материалы, начало выпускать цементный клей для укладки керамической плитки. Дизайн мешков и надпись наименования клея очень напоминали продукцию торговой марки «Ceresit», а отличие состояло в том, что в названии «липового» брэнда была вставлена «лишняя» буква. Качество, конечно же, оригиналу не соответствовало.

Контрафактная продукция, как и «большая» экономика, имеет свою импортную и экспортную составляющие. В основном, по данным МВД, импортный фальсификат поступает из России, Польши, Турции, Китая, Молдовы, а нашу «липу» экспортируют, как правило, в Россию как под известными российскими, так и украинскими торговыми марками.

контрафактная продукция — материалы и изделия, выпущенные с неправомочным использованием товарных фирменных знаков (упаковка, логотип) в целях введения потребителей в заблуждение. Другими словами, это откровенная подделка известного продукта или же торговой марки;имитации отличаются от контрафактной продукции тем, что в этом случае используются устойчивые ассоциации потребителей, связанные с какой-либо известной торговой маркой: меняется одна из букв в написании торговой марки, или же придается внешнее сходство с дизайном логотипа, либо и то, и другое.

Что подделывают

Как и в других сегментах рынка подделываются только наиболее известные, «раскрученные» торговые марки и товары. По словам Сергея Лебедя, маркетинг у фальсификаторов поставлен на таком высоком уровне, что ему могут позавидовать и некоторые легальные производители. Не подделывают неходовые продукты, не говоря уже о том, что тиражируют производители «липы» только хорошо известные брэнды. Хоть сверяй с результатами конкурса «Золотые торговые марки Украины»!

Давно и устойчиво высокой популярностью у отечественных фальсификаторов пользуются лакокрасочные материалы. Конечно же, не всякие, а только хорошо известные потребителю. К таким в первую очередь следует отнести продукцию крупных отечественных изготовителей: Днепропетровский лакокрасочный завод, киевский завод «Лакма», компания «Химрезерв», а также некоторых других. Фальсифицируют и зарубежные лаки и краски, применяя чаще всего для этих целей оригинальную, но уже использованную тару, в которую и заливается «импорт».

Достаточно часто, по данным Управления борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий МВД Украины, фиксировались подделки развесного цемента. Фальсификация заключалась в том, что в мешках, на которые были нанесены логотип и название крупных, хорошо зарекомендовавших себя торговых марок, находилась более дешевая и соответственно низкокачественная продукция.

По мере развития технологий применения сухих строительных смесей все чаще встречаются подделки этого вида продукции. В первую очередь фальсификаторы обратили свое внимание на клеевую смесь для укладки керамической плитки и грунтовок марок «Церезит» (изготовитель — компания «Хенкель Баутехник (Украина)») и «Полирем» (компания «Полирем»).

Неоднократно, по словам президента Украинской ассоциации производителей сухих строительных смесей Петра Айзмана, отмечались факты торговли контрафактной продукцией, относящейся к категории «сырье» — полимерные добавки, которые используют для приготовления ССС.

Где продают

Сложными иногда путями попадает «липа» к потребителю. Чаще всего свою стезю подделка начинает на крупнейших оптовых рынках Украины: Барабашовский рынок (г.Харьков), Калиновский рынок (г.Черновцы), «7-й километр» (г.Одесса). Далее с этих рынков контрафактная продукция через частных предпринимателей, которые занимаются мелкооптовой торговлей, поступает на многочисленные рынки (в том числе и строительные), в небольшие магазины, к малым подрядным фирмам, работающим с частным заказчиком. По данным Управления борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий Департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины, продажа подделок в магазинах крупных торговых сетей – вообще исключение, так как «сетевики» серьезно заботятся о своем реноме.

Кто защитит?

Перечень эпитетов, которыми характеризовали визави отечественное законодательство довольно эксцентричен: беззубое, беспомощное, слабомощное, несовершенное, причем приведены только цензурные. И основания для подобного скепсиса таки есть, так как наказания, по мнению потерпевших, не соответствуют тяжести правонарушения.

Изготовители фальсификата «ходят» под двумя кодексами. В Административном кодексе статья 51-2 «Нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности» гласит, что «…незаконное использование промышленного образца, знака для товаров и услуг карается штрафом от десяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан», но, правда, с конфискацией оборудования, на котором изготовлена продукция, и материалов для ее изготовления. В Уголовном кодексе сии деяния подпадают под три статьи 176, 177 и 229, по которым наказание далеко не самое суровое. Помимо двух кодексов принят и ряд законов, в частности «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите прав потребителей».

Воплощением в жизнь принятого законодательства у нас ведают Управление борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий Департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью Министерства внутренних дел Украины, Антимонопольный комитет и Государственный комитет технического регулирования и потребительской политики и их территориальные отделения (например, в УВД крупных областей (Донецкая, Днепропетровская, Киевская, Харьковская) — отделы, а в небольших – группы).

Мнения операторов рынка о действенности государственной защиты разошлись. Например, Игорь Болдырев считает, что их эффективность обратно противоположна степени коррумпированности, то есть невелика. Подпольный рынок выгоден структурам, которые с ним борются, так как он (рынок) их «подкармливает». Диаметрально противоположного мнения придерживается Владимир Соха, считая, что в Управлении борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий работают весьма высокопрофессиональные сотрудники, знающие достаточно досконально не только оперативно-розыскные вопросы, но и технологические аспекты.

Борьба с «липой», или покой нам только снится

До недавнего времени основными признаками для определения подлинности товара служили качество упаковки и цена. Фальсификаторы успешно ликвидировали оба индикатора. По признанию представителей компаний, пострадавших от подделок, в последние три-четыре года качество упаковки фальсифицированной продукции было достаточно высоким. В результате рядовой потребитель был не в состоянии отличить ее от оригинальной по внешнему виду, а порою в затруднении оказывались и эксперты. Выровнять цены, конечно же, потребовало значительно меньших усилий, и сегодня ценовой разрыв между оригинальной и контрафактной продукцией значительно сократился или полностью ликвидирован. Таким образом, борьба с «липой» перешла на новый виток своего развития.

Ныне операторы выделяют три вида средств борьбы с фальсификаторами: экономические, технические и информационные.

На удивление единодушно все операторы отдают предпочтение в первую очередь экономическим методам. Прежде всего, многие компании осуществляют постоянный мониторинг рынка, регулярно проводят проверки, делая контрольные закупки своих товаров в магазинах разного типа. Но главным методом является построение и использование собственной дистрибуторской сети. Вкупе с тщательным мониторингом и анализом рынка своя сеть дает почти стопроцентный результат.

К техническим мерам следует отнести изменение упаковки продукта, что значительно усложняет жизнь фальсификаторам, и применение голограмм. В отношении последних почти все визави высказались крайне негативно, мотивируя это тем, что в настоящее время в Украине достаточно возможности для производства любых голограмм. Их может приобрести в том числе и фальсификатор, поэтому голограмма в настоящее время – это уже не решение проблемы. Кроме этого, стоимость голограммы существенно сказывается на цене готовой продукции.

Что же касается информационных средств борьбы, то здесь следует говорить о комплексе мероприятий, в том числе и в СМИ. В результате рейдов задерживаются отдельные продавцы, у них конфисковывается товар, взимаются штрафы, некоторые дела при изрядной настойчивости правообладателей даже доводятся до суда. Но оказалось, что даже и относительно небольшие штрафы с конфискацией товара способны оказаться весьма результативными. Дело в том, что коммуникация на рынках поставлена удивительно хорошо, и слухи о том, что произошло с одним торговцем, распространяются моментально. Поскольку контролирующие органы весьма многочисленны, и каждый из них при желании способен причинять неприятности, возможно создание атмосферы постоянного давления на рынок. В результате, если компания проявляла настойчивость, становилось известно, что подделками определенных марок торговать опасно, и доля контрафактной продукции здесь резко падала, так как торговцы отчасти переключались на другие торговые марки. К этому необ

ходимо добавить, что в 2003 г. была ужесточена уголовная ответственность за подобные нарушения. И хотя Уголовным кодексом наказание предусмотрено смешное, копеечное, да и суды пока еще крайне осторожно применяют эти законы, иметь в биографии судимость готовы далеко не все наши сограждане.

В борьбе с подделками существует еще один, довольно-таки щепетильный момент — это судьба изъятого по решению суда поддельного товара. После завершения судебного рассмотрения дела, на котором он фигурирует в виде вещественного доказательства, фальсификат должен быть уничтожен. В действительности дело может обстоять не совсем так, поэтому вероятность попадания фальсификата впоследствии опять на рынок существует.

Карл Маркс утверждал, что если прибыль составляет сотни процентов, то нет такого преступления, на которое не решился бы капитал. Время подтвердило правоту классика политической экономии, и уже сейчас можно смело утверждать: борьба с фальсификатом только начинается!

 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.