// //
Дом arrow Нормативы и стандарты arrow МГСН arrow ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)
ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Правительство Москвы

___________________________________________________________

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

___________________________________________________________

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

МГСН 4.02.-94

ПРАВИТЕЛЬСТВО

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ

МГСН 4.02-94

МОСКВЫ

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Внесены Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения

Утверждены Правительством Москвы распоряжением

от 09.12.94

№ 2389-РЗП

Срок

Введения

в действие

с 1 января 1995 г.

Предисловие

1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.) при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санит. врач Пронина Л.И., зав. ЛПУ Храпунова И.А.)

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим Управлением Москомархитектуры (архитек­торы Гикало Г.П., Шалов Л.А.)

4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госса­нэпиднадзора, Комитетом социальной защиты населения Мос­квы, Департаментом образования Москвы

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 09.12.94 № 2389—РЗП

___________________________________________________________

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с тре­бованиями СНиП 10—01—94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточ­нение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, в том числе по проекти­рованию общественных зданий и среды жизнедеятельности ин­валидов, и распространяются на проектирование новых и ре­конструкцию существующих домов-интернатов для детей-инва­лидов.

1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию до­мов-интернатов для детей-инвалидов.

1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекоменда­тельные и справочные положения.              

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Пункты настоящих норм, отмеченные знаком  , явля­ются обязательными.                          

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нор­мативные документы:

2.1. СНиП 10—01—94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

2.2. СНиП 2.08.02—89 Общественные здания и сооруже­ния.

_____________

Издание официальное

2.3. СНиП 2.01.02—85 Противопожарные нормы.

2.4. ВСН 62—91 Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп на­селения.

2.5. Пособие Дошкольные учреждения к СНиП 2.08.02— 89*.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 3.1. Рекомендуемая номенклатура типов домов-интернатов, контингент и возраст воспитанников, а также требуемая площадь участка приводятся в таблице 3.1.

3.2. Дома-интернаты (детские дома) для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспе­чивать воспитанникам следующие виды обслуживания:

— проживание;

— питание;

— санитарно-гигиеническое обслуживание;

— воспитание, обучение (для обучаемых детей);

— культурно-массовое обслуживание (для обучаемых де­тей);

— медицинское обслуживание (включая физическую реа­билитацию);

— социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);

— административно-бытовое обслуживание.

3.3. В домах-интернатах следует, как правило, предусмат­ривать следующие варианты проживания детей:

— в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов из детей одного уровня развития и учебной под­готовки;

— в разновозрастных группах с комплектацией групп из детей разного возраста по принципу совместимости (с образо­ванием семей в 5—8 человек).

Примечание:

Необучаемые дети, т.е. дети не воспринимающие дейст­вительность и не могущие себя обслуживать, размещаются в спальных помещениях в зависимости от возраста, тя­жести заболевания, а также нормативных нагрузок на персонал обслуживания.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

3.4. Количество этажей в зданиях следует принимать:

— во всех типах учреждений для дошкольников и в до­мах-интернатах для необучаемых детей — не более двух;

— в остальных типах учреждений — не более трех.

Таблица  3.1.

Рекомендуемые номенклатура типов домов-интернатов,

кон­тингент и возраст воспитанников, требуемая площадь участка

№ п.п.

Наименование учреждения

Контингент воспитанников

Возраст воспитан-ни­ков, лет

Площадь участка на 1 место, кв. М

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

Детские дома для умственно отсталых детей

Детские дома для де­тей-дошкольников с недостатками физиче­ского развития:

— слепых и слабови­дящих

— глухих и слабо­слышащих

Дома-интернаты для умственно отсталых детей:

— необучаемых

— обучаемых

Дома-интернаты для детей с недостатка­ми физического развития:

— с поражением опорно-двигательного аппарата

— слепоглухонемых

дебилы, легкие имбециллы

слепые — с ост­ротой зрения 0—0,05, слабовидя­щие — 0,06—0,4

глухие — с поте­рей слуха более 80 дб, слабослышащие — 30—80 дб

тяжелые имбецилы, идиоты

дебилы, легкие и средние имбецилы

с ДЦП, последст­виями полиомие­лита, антрогриппозом, хондродистрофией, миопатией

дети с полной по­терей слуха и зрения

0 — 3

0 — 8

0 — 8

0 — 18

4  — 18

0  — 18

0  — 18

50 — 60

50 — 60

50 — 60

50 — 60

100  — 120

100  — 120

60  — 70

Примечания:

1. Состав и площадь помещений домов-интернатов для слепоглухонемых де­тей проектируются по особому заданию на проектирование.

2. На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15—20%.

Примечание.

На затесненных территориях в домах-интернатах для обу­чаемых умственно отсталых детей число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства в здании автоматического пожаротушения и противодымной защиты путей эвакуации (коридоров).

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

3.5. При числе этажей более двух дома-интернаты должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и кро­ватными. В двухэтажных зданиях наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. Во всех типах домов-интернатов вместо части лестниц допускается предусматривать пандусы шириной 1,8 м с уклоном не более 1:10. В случае, если лифты не предусматриваются, устройство пандусов обязательно. В специализированных домах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-дви­гательного аппарата следует предусматривать и лифты и пан­дусы.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Ширина лестничных маршей в домах-интернатах должна быть не менее 1,8 м.

3.6. В зависимости от возраста и тяжести заболевания прин­ципы размещения групп детей по этажам должны подчиняться следующим правилам:

— лежачих детей разрешается размещать не выше первого этажа;

— детей до 6 лет — не выше второго этажа;

— семейные разновозрастные группы могут размещаться на любом этаже.

3.7. Вместимость домов-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться утвержденным заданием на проектирование.

При общей вместимости более 150 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также первич­ного учебного и медицинского обслуживания.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 3.8. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

3.9. Во всех помещениях необходимо предусмотреть уст­ройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.

В учреждениях для детей с нарушениями слуха и зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о при­ближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ог­раждениями для облегчения ориентации детей в жилом про­странстве.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 3.10. Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования Общественные здания и сооружения, Противопожарные нормы, Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп на­селения, а также другими нормативными документами, действующими на территории г. Москвы и ЛПЗП.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ

И ТЕРРИТОРИИ

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 4.1. Площадь участка следует определять заданием на проектирование с учетом рекомендуемых показателей, приведенных в таблице 4.1.

4.2. В составе территории должны быть предусмотрены сле­дующие функциональные зоны:

а) зона проживания детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, аэросолярием, спортивными площадками, дорожкой для катания на велосипедах, игровым городком;

б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;

в) зона изолятора с площадкой для выздоравливающих де­тей;

г) зона огорода, ягодника, живого уголка;

д) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конк­ретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, ремонтные мастерские, овощехранилище и т.д.;

е) зона проживания обслуживающего персонала.

Примечания:

1. Игровые площадки с теневыми навесами, спортивные площадки и прочее для необучаемых детей не предус­матриваются.

2. Зона проживания обслуживающего персонала предус­матривается только при загородном размещении домов-интернатов.

3. На затесненных территориях для размещения хозяй­ственных, инженерных и подсобных помещений рекомен­дуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями домов-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

4.3. Число групповых площадок должно соответствовать чис­лу групп в учреждении, их площадь принимается из расчета 8—10 кв. м на одного ребенка. Площадки должны иметь тра­вянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв. м на одно место должны примыкать к групповым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и должны быть закрыты с трех сторон, а открытой стороной ориентированы на солнечную сторону горизонта. Возможна организация общих на 2—4 группы детей игровых площадок и теневых навесов.

4.4. На групповых площадках рекомендуется предусматри­вать следующее оборудование:

— для детей дошкольного возраста — качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящи­ками для хранения песка, столами для игр с песком, а также физкультурное оборудование для развития всех основных видов движения;

— для детей школьного возраста — качели, сооружения для лазания, скатывания, пролезания, песочные дворики с ящи­ком для хранения песка, столами для игр с песком, скамейки для отдыха.

Примечания:

1. Набор оборудования следует уточнять в каждом кон­кретном случае заданием на проектирование.

2. К песочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.

4.5. Необходимо избегать пересечения путей, связывающих помещения групповых ячеек с групповыми площадками на уча­стке. Групповые площадки для детей ясельного возраста следует располагать не более, чем в 30 м от входа в помещения соответствующих детских групп.

4.6. В состав игрового городка рекомендуется включать ка­русель, уголок сказок, лабиринт.

4.7. На территории домов-интернатов для обучаемых детей школьного возраста необходимо предусматривать спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т. д. Эти площадки должны располагаться вблизи групповых площадок для детей старшего школьного возраста.

Размеры спортивных площадок следует принимать: для на­стольного тенниса — 2,8х1,5 м; для волейбола — 9х18 м; для футбола — 40х60 м; для бадминтона — 13,5х6 м. Набор пло­щадок определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

4.8. В домах-интернатах рекомендуется предусматривать аэросолярий из расчета 3,0—3,5 кв. м на 1 место, который следует располагать на хорошо озелененной площадке, открытой доступу прямых солнечных лучей, в зоне ветровой тени. Аэро­солярий должен иметь зону сплошной тени и рассеянной сол­нечной радиации.

4.9. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп обучаемых детей старшего дошкольного и школьного возраста из расчета: огород-ягодник — 0,3 — 0,6 кв. м на одного ребенка, площадка для живого уголка — 0,2—0,5 кв. м на одного ребенка.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 4.10. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цвет­ники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 60% площади участка.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 4.11. Территория домов-интернатов должна быть огорожена. На участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин — 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.

4.12. Изолятор должен иметь подъездные пути для возможности эвакуации заболевших детей.

Таблица 4.1.

Вместимость

Площадь зон на 1 место, кв. м

учреждения, мест

хозяйственная зона

зона проживания персо­нала

100 — 150

151 — 300

свыше 300

12 — 15

9 — 12

9 и менее

10 — 15

9 — 12

9 и менее

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 4.13. В случае загородного размещения домов-интернатов площадь зоны проживания персонала следует принимать до­полнительно к площади участка.

4.14. Зону проживания персонала допускается размещать вблизи учреждения на обособленном участке с изолированным въездом. Расстояния между зданиями проживания персонала и зданиями проживания детей, а также изолятором и игровыми площадками должны быть не менее 50 м.

4.15. В зоне проживания персонала следует предусматривать площадки для отдыха, сушки белья, мусоросборников, а также спортивные площадки универсального назначения (для игр в волейбол, баскетбол, бадминтон) и столы для игры в настольный теннис из расчета — одна спортивная площадка и 2 стола на каждые 150—200 проживающих.

Примечание:

При организации поселка персонала нормативы его проектирования принимаются в соответствии с требованиями главы СНиП Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

4.16. Норма расхода воды при пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслужи­вания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ

РЕШЕНИЯМ

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

5.1. В состав домов-интернатов входят следующие основные группы помещений:

— помещения проживания детей;

— помещения обслуживания (включающие помещения учеб­ного, культурно-массового, медицинского, административно-бы­тового обслуживания, помещения профессиональной подготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);

— изолятор;

— хозяйственные учреждения;

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) — помещения проживания персонала (при загородном раз­мещении дома-интерната).

5.2. Помещения проживания детей и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соеди­ненных отапливаемыми переходами.

Группы семейного типа допускается размещать в отдельностоящих коттеджах, рассчитанных на несколько семей. Изо­лятор допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.), а также помещения про­живания персонала должны располагаться в отдельных корпусах, размещаемых в специальных зонах с отдельным въездом.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Независимо от вместимости учреждения, помещения обслу­живания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматрива­ются общими для всего учреждения.

5.3. Здания домов-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Отдельные блоки проживания детей, непосредственно примыкающие друг к другу, следует отделять противопожарными стенами I типа.

5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений трех основных типов:

1 — по типу дошкольных учреждений, когда раздевальная, групповая, спальня и туалетная образуют единый блок поме­щений;

2 — по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);

3 — по квартирному типу, когда жилые помещения про­ектируются для группы детей, образующих семью (одновоз­растную или разновозрастную).

Примечания:

1. Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу I.

2. Группы необучаемых детей проектируются по типу I, при этом групповая и раздевальная комнаты в составе помещений не предусматриваются.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 5.5. Численность детей в группах различных типов опре­деляется в соответствии с таблицей 5.1. Жилые помещения могут образовывать секции или отделения на 2—4 и более групп в зависимости от возраста и тяжести заболевания.

5.6. В помещении каждой жилой группы для дошкольников должен быть предусмотрен самостоятельный вход; в двухэтажном здании допускается предусматривать общий вход для двух групп детей старшего ясельного и четырех групп детей дошкольного или младшего школьного возраста при расположении их на разных этажах или на втором этаже.

Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены через лестничные клетки, ведущие непосредственно в группы, или через общий вестибюль.

Таблица 5.1.

Основные принципы проектирования жилых помещений

де­тских групп с учетом организации учебного процесса и питания

Прин­ципы проек­тирова­ния жи­лых помеще­ний

Числен-ность груп­пы, чел.

Планиров­ка спаль­ных ком­нат

Организация учебного процесса

Организация питания

Типы учрежде­ний или отделений, для ко­торых рекомен­дуются дан­ные принципы

1

2

3

4

5

6

По ти­пу де­тского сада

По ти­пу ко­ридор­ной си­стемы

По типу жилой квартиры

6 — 8

8 — 12

5 — 8

Спаль­ная ком­ната, единая для всей группы

Спальни на 3—4 чел.

Спальни на 2—3 чел.

Обучение производит­ся в группо­вой комнате

Повседнев­ное обуче­ние детей происходит в классах — игровых; специаль­ное обуче­ние проис­ходит в мас­терских, кабинетах

В одновозра-стных семьях повседневное обу­чение проис­ходит в учебных комнатах, специаль­ное обуче­ние проис­ходит в мас­терских, ка­бинетах; в разновозра-стных семь­ях — в школьных помещени­ях, размеща­емых в едином блоке

Питание про­исходит в групповой комнате

Питание де­тей происхо­дит в столо­вых, предус­матриваемых общими или на учрежде­ние, или на каждые 2—4 группы

Питание про­исходит в об­щей комнате семейной квартиры. До­пускается организация пи­тания, когда частично оно обеспечивает­ся в общей столовой (за­втрак или обед), а час­тично — в общей комна­те семейно­го блока (ужин или обед)

В детских до­мах для умственно отста­лых детей и детей с недостатками физического раз­вития, а так­же в дошкольных отделениях для обучаемых де­тей домов-ин­тернатов

Во всех ти­пах домов-ин­тернатов для обучаемых детей школьно­го возраста

Во всех типах домов-интернатов для обучаемых детей

В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуаци­онных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход может быть предусмотрен через наружную лестницу (или пандус).

5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, в том числе и семейных, должны организовываться через раздеваль­ные.

В случае, если входы в группы жилых помещений предус­матриваются через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем. Они располагаются в открытых поме­щениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматри­вать общие раздевальные на 2—4 группы.

В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви детей с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.

5.8. Наружные входы в помещения жилых групп детей-до­школьников проектируются в соответствии с нормативными тре­бованиями к дошкольным учреждениям (по пособию к нормам Общественные здания и сооружения).

5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в туалетной комнате, смежной с групповой.

Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.

В группах, комплектуемых по семейному принципу, са­нитарные узлы предусматриваются общими на квартиру. Раз­мещение, состав помещений и санитарного оборудования сани­тарных узлов в различных типах жилых помещений следует принимать в соответствии с таблицей 5.2.

Таблица  5.2.

Размещение санитарных узлов, состав помещений

и оборудо­вания

Тип помеще­ний прожива­ния

Вме­сти­мость

Расположе­ние санитарного узла

Тип сани­тарного узла

Состав сани­тарного обору­дования

1

2

3

4

5

6

1.

2.

3.

Жилая груп­па помеще­ний по ти­пу детского сада

Жилая груп­па помеще­ний по ти­пу коридор­ной системы

Жилая груп­па помеще­ний по ти­пу квартиры

6 — 8

8 — 12

5 — 8

Располагают­ся в составе помещений групповой ячейки

 1. Санитар­ные узлы для мальчи­ков и дево­чек, общие на 2—4 груп­пы, распола­гаются в ко­ридоре

2. Санитар­ный узел размещается при каждой спальне на 3—4 места

Санитарные узлы в соста­ве каждой квартиры

Общая туа­летная

1. Для де­тей ясель­ного возра­ста до 1—1,5 лет

2. Для до­школьников старше 1— 1,5 лет и детей млад­шего школь­ного возра­ста

1. Убор­ные для мальчиков и девочек

2. Кабина личной ги­гиены для девонек

3. Умы- вальные для мальчи­ков и дево­чек

4. Душе­вые кабины с раздеваль-ными

Совмещен­ный сани­тарный узел

1. Уборная с умываль­ником

2. Туалет­ная

Один унитаз, один слив для мойки горшков, ван­на для мой­ки клеенок, два умываль­ника, одна детская ван­на с душем.

Два унитаза в кабинках, огороженных экранами, один душе­вой рожок с поддоном, три умываль­ника две ногомойки.

На каждые 15—20 мест: по два унита­за для маль­чиков и для девочек, писуар в уборной для мальчи­ков.

Умывальник, бидэ.

По три умы­вальника, по две ногомойки.

2—3 душе­вые кабины по одному рожку.

Душ, унитаз, умывальник

Унитаз, умы­вальник.

Унитаз, умы­вальник, душ или ванна.

Примечания:

1. В групповых ячейках для необучаемых детей в состав санитарного оборудования туалетной входят унитаз, бидэ, слив, душ, два умывальника. Кроме того, в состав обо­рудования должны входить стеллаж для горшков и суден, ванна для дезобработки клеенок, сушилка для клеенок; все оборудование должно размещаться в общем помещении без кабин и экранов.

2. Все помещения санитарных узлов должны иметь в полу трапы для спуска воды.

3. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах следует предусмотреть сушилки.

4. Планировка и оборудование санитарных узлов (за ис­ключением ясельных групп) должны предусматривать воз­можность пользования инвалидами-колясочниками.

5.10. Спальные комнаты следует проектировать в расчете на проживание одного из детей инвалида-колясочника (за ис­ключением спальных для детей ясельного возраста до 1—-1,5 лет).

5.11. Допускается принимать различные варианты органи­зации питания: доставка пищи в бачках и термосах из кухни в жилые помещения детских групп или организация питания в общей столовой (см. табл. 5.1.). Выбор варианта уточняется заданием на проектирование.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Для необучаемых детей питание организуется, как правило, в спальных комнатах.

5.12. Повседневные учебные занятия детей школьного воз­раста должны, как правило, происходить в игровых, классах-игровых или учебных комнатах, предусматриваемых в составе помещений проживания (см. табл. 5.3., 5.4.); для детей разно­возрастных — в блоке учебных помещений. Для этого предус­матриваются: учебно-игровые комнаты из расчета 3,6 кв. м на 1 ребенка для дошкольников и младших школьников и классы из расчета 4,2 кв. м на 1 место для средних и старших школь­ников. При этом число мест в классах для умственно отсталых детей допускается предусматривать из расчета на одновременное размещение 50% обучаемых детей.

5.13. Площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, следует принимать не менее указан­ных в табл. 5.3., а проектируемых по типу коридорной системы или квартирному типу — табл. 5.4.

Таблица 5.3.

Площади помещений проживания, проектируемых по типу

до­школьных учреждений

№№

Наименование

Площадь помещений в кв. м для детей

п.п.

помещений

до 1 — 1,5 лет

свыше 1 — 1,5 лет

на 1 место

всего

на 1 место

всего

1

2

3

4

5

6

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Раздевальная

Групповая

Спальная

Туалетная

Буфетная

Кладовая

Санитарный узел персонала с умы­вальником в шлю­зе

Комната хранения уборочного инвентаря

 

6

6

10—12

12—14

56

6—8

3

4

3,6

3,6

14—16

16

56

6—8

3

4

Примечание.

В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусмат­риваются, а площадь спален принимается из расчета 6—8 кв. м на одного ребенка.

Таблица  5.4.

Площади помещений проживания, проектируемых по типу

коридорной системы или квартиры

Наименование

Площадь помещений, кв. м

Примечания

п.п.

помещений

при коридорной системе

в семейных квартирах

на 1 место

всего

на 1 место

всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Спальные комна­ты на 3—4 места

Спальные комна­ты на 2—4 места

Класс-игровая

Учебная комната, комната приготов­ления уроков

Инвентарная

Общая комната, столовая, игровая

Столовая

Кухня или буфет­ная

Санитарные узлы:

а) при каждой спальной комнате

б) общие на груп­пу: уборная с умывальником,

умывальная с но-гомойками,

душевые с разде­вальными,

кабина личной ги­гиены для дево­чек,

туалетная

Санитарный узел персонала с умы­вальником в шлю­зе

Комната хране­ния уборочного инвентаря

Комната воспита­телей

Раздевальная с су­шильным шкафом

Бытовая комната

Кладовая чистого белья

6

4,2

2,3

1,4

6—8

12

6

8х2

10х2

8х2

5

3

4

12

6—8

6—8

6—7

4,2

6—8

25

8

3

6

4

16

10—12

4

3—4

Предусмот­реть возможность про­смотра теле­визора

Общая на 2—3 группы

При коридор­ной системе предусматри­ваются общи­ми на 2—4 группы

то же

то же

то же

то же

Может быть предусмот­рен общим на 2—4 группы

Оборудуется сливом, умы­вальником

При коридор­ной системе предусматри­вается общей на 2—4 группы

то же

то же

5.14. Кроме помещений, указанных в табл. 5.3. и 5.4., необходимо предусматривать кабинеты заведующих секциями и отделениями — один кабинет 12—14 кв. м на 2—4 группы.

5.15. Во всех классах, в том числе и классах-игровых, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 15—20% от общей площади класса, в которой следует распо­лагать кушетку, кресло, шведскую стенку.

5.16. Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на детей, передвигающихся на колясках, из расчета 1 место для инва­лида-колясочника на каждые 6—8 мест.

5.17. При помещениях классов, располагаемых в едином блоке помещений учебной и профессиональной подготовки, сле­дует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2—1,4 кв. м на одно место в классе.

5.18. Кабинеты для занятий физикой, химией, классы обу­чения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста с нормальным интел­лектом из расчета 4,5—5 кв. м на одно место; при кабинетах следует размешать лаборантские или кладовые площадью 18 кв. м.

Примечание:

Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вме­стимости могут быть совмещены в одном помещении.

5.19. Во всех типах учреждений для обучаемых детей и детей с нормальным интеллектом школьного возраста необхо­димо предусматривать:

— кабинет социально-бытовой адаптации, служащий также для приема гостей, площадью 60—70 кв. м с кладовой 18 кв.м;

— класс биологии — живой уголок 60—70 кв. м с лаборантской 18 кв. м;

— компьютерный класс 50—60 кв. м с кладовой 18 кв. м;

— комнату музыкальных занятий 36—54 кв. м с кладовой инструментов 18 кв. м;

— класс рисования 50—54 кв. м с кладовой 18 кв. м;

— библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 120 кв. м в учреждениях для детей с нормальным интеллектом и 60 кв. м для детей с недостатками умственного развития;

— кабинет заведующего учебной частью 16—18 кв. м;

— учительскую комнату 30—40 кв. м, которую можно со­вмещать с комнатой мастеров.

5.20. В домах-интернатах для детей с недостатками умст­венного развития рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:

— в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской руч­ных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бы­товой техники — 4—4,5 кв. м;

— картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной — 5—6 кв. м.

При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.

Число мест в помещениях учебно-производственных мас­терских следует принимать 6—8. Специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий — вместимости учреж­дения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.

5.21. В домах-интернатах рекомендуется предусматривать специальный класс для подготовки медицинского и воспита­тельного персонала площадью 36 кв. м с кладовой учебных пособий, а также методический кабинет площадью 24—36 кв. м.

5.22. В составе учреждений необходимо предусматривать бассейны и физкультурно-спортивные залы. В домах для до­школьников:

— физкультурный зал 100—120 кв. м;

— бассейн с ванной 3х7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.

В домах-интернатах:

— спортивный зал 12х24 м;

— бассейн с ванной 5х10 м или 6х12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.

Примечания:

1. Физкультурно-спортивные залы должны быть оборудо­ваны в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.

2. В домах для дошкольников физкультурный зал исполь­зуется также для проведения музыкальных занятий. В домах для дошкольников вместимостью свыше 150 мест залы для физкультурных и музыкальных занятий пре­дусматриваются раздельными.

3. В соответствии с заданием на проектирование допу­скается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.

5.23. В домах-интернатах следует проектировать:

— зрительные залы на 120% (учитывая персонал и гостей) обучаемых детей школьного возраста: не менее 1,8 кв. м на одно место в зале в домах-интернатах для детей с недостатками физического развития и 1,2 кв. м — для умственно отсталых детей. При этом в зале должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 10—15% в домах-интерна­тах для детей с недостатками физического развития и 5—10% — для детей с недостатками умственного развития.

В состав комплекса помещений зрительного зала должны входить: эстрада площадью не менее 54 кв. м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как выставочный зал, зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв. м на 1 место в зале, помещение для артистов с санитарным узлом (30—35 кв. м), помещение пожарного поста (10—12 кв. м), фильмовидеотека (16—18 кв. м), кладовая мебели и реквизита (10—20 кв. м).

— кружковые помещения (кукольного театра, лепки, тан­цевальный класс с санузлом) с кладовыми для хранения ма­териала и готовых изделий.

Примечание:

В домах-интернатах вместимостью свыше 200 мест одно­временную вместимость зрительного зала допускается рас­считывать на 60% детей (обучаемых).

5.24. В домах-интернатах допускается предусматривать иг­ровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специ­альном зале.

5.25. В учреждениях для детей с недостатками физического развития рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании по­мещений данного типа необходимо руководствоваться требова­ниями СНиП Общественные здания и сооружения.

5.26. Состав медицинских помещений следует предусмат­ривать в каждом конкретном случае согласно заданию на про­ектирование.

5.27. В домах-интернатах всех типов необходимо предус­матривать кабинет логопеда площадью 18—20 кв. м: для детей с недостатками умственного развития — один кабинет на уч­реждение; для детей с недостатками физического развития — один кабинет на 20—25 мест.

5.28. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным таблицы 5.5.

Таблица 5.5.

Расчет числа мест в процедурных кабинетах различных типов

№ п.п.

Вид процедуры

Расчетное число детей в учреждениях на одно процедурное место

для умственно отсталых детей

для детей с нарушением опорно-двигательного ап­парата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Электролечение

Светолечение

Водолечение

Подводный массаж

Ингаляторий

Теплолечение

Массаж:

— в отдельном каби­нете

— в общем зале

Электросон

60 — 75

30 — 40

20 — 30

80 — 100

60 — 75

75 — 100

25 — 30

60 — 75

30 — 40

75 — 100

20 — 30

50 — 60

20 — 25

10 — 15

75 — 100

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 5.29. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях — 4—5 кв. м, в ка­бинетах подводного массажа — 18—20 кв. м, индивидуального массажа — 16—18 кв. м, в кабинетах остальных типов — 7—8 кв. м на одну ванну или кушетку.

5.30. В состав медицинских помещений домов-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра — 15—16 кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возмож­ности работы офтальмолога) — 20+8 кв. м, стоматолога — 16—18 кв. м, психоневропатолога — 14—16 кв. м, старшей медицинской сестры — 14—16 кв. м, помещения стерилизационной-автоклавной, аптечная комната. В состав домов-интер­натов для детей школьного возраста следует включать допол­нительно кабинет гидропатии — 28—30 кв. м с раздевальной — 14—16 кв. м.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) В состав домов-интернатов для детей школьного возраста с недостатками физического развития следует включать каби­неты механотерапии 28—54 кв. м и психологической разгрузки 18—24 кв. м.

5.31. Производственные помещения кухни во всех типах домов-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье: кроме питания детей, помещения кухни должны обеспечивать питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.

5.32. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета нс менее 2,3 кв. м на одно место (10—15% мест для инвалидов-колясочников). При зале пре­дусматривается раздаточная — 18—24 кв. м умывальная из рас­чета 3 кв. м (1 умывальник) на каждые 18—20 мест, сервизная — хлеборезка — 6—8 кв. м, а также моечная столовой посуды — 16—18 кв. м при ручной мойке и не менее 30 кв. м в расчете на механизированную мойку.

5.33. Для питания персонала необходимо предусматривать специальный обеденный зал самообслуживания из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 место, либо располагаемый вблизи от входа в помещения кухни или администрации, либо имеющий отдельный вход с участка. Вместимость обеденного зала пер­сонала следует рассчитывать исходя из конкретных условий (общего числа персонала, числа питающихся, продолжительно­сти обеденного времени, пропускной способности места).

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 5.34. Для обслуживания изолятора при помещениях кухни следует предусматривать специальную раздаточную площадью 16—20 кв. м. Раздаточная должна иметь удобный доступ к внут­ренним коммуникационным связям (коридорам, лестницам, пандусам, лифтам), а также выход на участок.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 5.35. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 4—5% от числа мест для детей школьного возраста и 6—8 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно при­емным и карантинным отделением. При .этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двух местные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ван­на) и выходом на участок через тамбур, может служить при­емно-смотровым боксом.

5.36. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между бок­сами и коридором следует предусматривать глухое (не откры­вающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.

5.37. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть или полностью изолирован, или связан через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбуре-шлюзе следует размещать умываль­ник и вешалку для смены халатов.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Изоляторы свыше 10 мест рекомендуется размещать в от­дельно стоящем корпусе.

5.38. Помещения изолятора должны быть разделены на зоны, в каждую из которых должен быть предусмотрен отдельный вход. Зоны необходимо соединять друг с другом через переходные тамбуры-шлюзы. Центрально по отношению к помещениям изо­лятора следует располагать нейтральную зону, в которой раз­мещаются комнаты персонала, процедурная, буфетная, а в изо­ляторах свыше 8 мест кроме того — кабинет врача, выписная, помещение хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур).

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 5.39. Не менее 30% мест общей вместимости изолятора должяы составлять мельцеровские боксы.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Допускается проектировать изоляторы, состоящие только из мельцеровских боксов. В этом случае ванную, горшечную, выписную комнату в составе помещений изолятора предусматривать не следует.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 5.40. В палатах изолятора на 2 места койки должны быть отделены друг от друга стеклянными перегородками или экра­нами. В палатах изолятора следует предусматривать умываль­ники с подводкой горячей и холодной воды.

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) 5.41. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:8.

5.42. Площадь помещений изолятора следует принимать не менее показателей, приведенных в таблице 5.6.

Таблица 5.6.

Состав и площади помещений изолятора

№№ пп

Наименование помещений

Площадь помещений,

кв. м

Примечания

в изолято­ре до 10 мест

в изоляторе свыше 10 мест

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Мельцеровский бокс на 1 место

Мельцеровский бокс на 2 места

Палата на 1 койку со шлюзом и сани­тарным узлом

Палата на 2 койки

Ванная с душем

Горшечная

Санитарная комната

Процедурная

Кабинет врача, ме­дицинской сестры

Комната персонала с раздевальной и душем

Буфетная

Комната хранения переносной аппара­туры

Инвентарная

Уборная с умывальником в шлюзе

Выписная

24

30

14

18

6

6

6

18

12

8

6

8

3

24

30

14

18

6

8

8

18

14

10

10

12

12

3

6

Число боксов и палат определя­ется расчетом

то же

то же

то же

С унитазом в кабине

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

5.43. Ориентацию окон помещений следует принимать согласно таблице 5.7.

Таблица 5.7.

Наименование помещений

Ориентация

оптимальная

допустимая

Спальни

Групповые

Классные

Учебно-игровые комнаты

Палаты изолятора Мельцеровские боксы

Кухня

Ю, ЮВ

Ю, ЮВ, В

Ю, ЮВ

С, СВ

В

ЮЗ, З

В

любая, кроме западной

5.44. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальной детских групп, комнатах персонала, горшечной, ванной, санитарной комнате, выписной и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предус­матривать естественного освещения в буфетных, кладовых, ин­вентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнате хранения переносной аппа­ратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах и в составе семейных квартир.

5.45. В помещениях, рассчитанных на инвалидов-колясоч­ников ширину дверей принимать не менее 1 м; ширину коридоров принимать при расчете на двухстороннее движение — не менее 1,8 м, при расчете на одностороннее движение — не менее 1,3 м.

5.46. На путях эвакуации из здания должно быть предус­мотрено аварийное освещение.

5.47. В зданиях домов-интернатов должна быть предусмот­рена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень поме­щений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, определяется заданием на проекти­рование.

5.48. При загородном размещении домов-интернатов необ­ходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8—10 кв. м. для хранения мотопомпы и тобогтана.

5.49. Хозяйственные сооружения — котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее — про­ектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются техническими расчетами и требова­ниями специальных нормативов.

5.50. При разработке программ и заданий на проектирование домов-интернатов для определения состава и площади помеще­ний рекомендуется пользоваться справочными приложениями 1—6.

5.51. При проектировании помещений домов-интернатов рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в приложении 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(справочное)

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ

ПОМЕЩЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ

НА 100—150 МЕСТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С

НЕДОСТАТКАМИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

№№ пп

Наименование помещений

Площадь помеще­ний, кв. м

Примечания

1

2

3

4

Помещения культурно-массового обслуживания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Зал гимнастических и му­зыкальных занятий

Кладовая спортивных при­надлежностей

Бассейн с ванной 3х7 м

Инвентарная

Раздевальные для мальчи­ков и девочек

Душевые при раздеваль­ных, включая ножную ван­ну

Уборные при раздеваль­ных с умывальником в шлюзе

Комната методиста с сани­тарным узлом

Комната медсестры

Лаборатория анализа воды

Узел управления

100

10

60

10

14х2

4х2

4х2

10+4

10

8

6

Используется также как зал ЛФК смежно с залом гимнастиче­ских и музыкальных занятий

В раздевальной для де­вочек предусмотреть установку для сушки волос

По две душевых сетки и одной ножной ванне на каждую душевую

В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник

Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку

Помещения медицинского обслуживания

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Кабинет врача

Кабинет медицинской сест­ры

Процедурная

Кабинет логопеда

Кабинет консультативного приема с темной комнатой

Зубоврачебный кабинет

Аптека

Кабинет электросветолечения

Кабинет водолечения

Ингаляторий

Подсобная комната

Кабинет оксигенотерапии

Кабинет массажа

Стерилизационная — авто-клавная

Санитарный узел с умы­вальником в шлюзе

Санитарная комната

12

10

14

12

18+6

15

8+4

18

18

16

8

10

24

8

4

5

По 5—6 м2 на 1 стол

Помещения административно-бытового обслуживания

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

Вестибюль с гардеробом для посетителей

Кабинет заведующего

Кабинет заместителя заве­дующего по медицинской части

Кабинет завхоза

Канцелярия и бухгалтерия

Библиотека персонала, ме­тодический кабинет

Комната персонала

Душевая при комнате пер­сонала с уборной

Хозяйственная кладовая, инвентарная

Кладовые чистого и грязно­го белья

Комната кастелянши

Постирочная

Туалетные персонала с умывальником в шлюзе

Помещение хранении колясок

54

16

12

10

16

18

10

6

10+10

8+6

10

8+18+6

3

12

Используется как поме­щение для собраний персонала

Может располагаться в составе помещений ме­дицинского обслужива­ния

В состав санитарного оборудования должно входить бидэ

Предусматривается в случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предус­матривается

Располагаются при вес­тибюле

Помещения кухни

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

Горячий цех

Заготовочные:

— рыбы и мяса

— овощей

Помещение первичной об­работки овощей

Холодный цех

Моечная кухонной посуды

Охлаждаемые камеры:

— продуктов

— отходов

Кладовая сухих продуктов

Кладовая суточного запаса

Кладовая овощей

Загрузочная

Кладовая и моечная тары

Комната персонала с душе­вой и санузлом

Раздаточная

Столовая персонала с бу­фетной

30

10

8

6

8

6

12

4

6

8

12

10

10

12

12

24

Не менее двух камер

С выходом наружу

С отдельным входом с участка

Примечания:

1. Требования к проектированию бассейна принимать в соответствии с По­собием Дошкольные учреждения к СНиП 2.08.02-89.

2. Для доставки пищи в изолятор в раздаточную возможно предусматри­вать дополнительный вход с участка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(справочное)

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ

ПОМЕЩЕНИЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

№№

пп

Наименование помещений

Площадь помещений,

кв. м

Примечания

на 1 место

общая

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Учебно-игровые комнаты для школьников и млад­ших школьников на 8— 10 мест:

— для умственно отста­лых детей

— для детей с недостат­ками физического разви­тия

Классы на 8—12 детей

Рекреационные помеще­ния

Кабинет для занятий фи­зикой с лаборантской

Кабинет для занятий хи­мией с лаборантской

Класс машинописи с подсобным помещением

Класс рисования — изостудия с кладовой

Компьютерный класс с подсобным помещением

Класс биологии — жи­вой уголок с лаборант­ской

Комната музыкальных за­нятий с кладовой инстру­ментов

Кинофотолаборатория с помещением для обработ­ки пленки

Кабинет социально-быто­вой адаптации, помеще­ние для приема гостей

Библиотека с книгохра­нилищем и читальным залом:

— для детей с недостат­ками физического разви­тия

— для детей с недостат­ками умственного разви­тия

3,6

4,0

4,2

1,2—1,4

54+18

54+18

54+18

54+18

54+18

72+18

54+18

21+10

72+10

120

60

Для разновозра­стных групп семейного проживания

В домах-интерна­тах для детей с недостатками ум­ственного разви­тия допускается принимать из расчета на 50% детей

то же

Для средних и старших школь­ников с недо­статками физи­ческого развития

то же

то же

Для средних и старших школь­ников для домов-интернатов всех типов (для обу­чаемых детей)

то же

то же

то же

Для средних и старших школь­ников для домов-интернатов всех типов (для обу­чаемых детей)

то же

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Методический кабинет

Кабинет заведующего учебной частью

Комната учителей, масте­ров

Кладовая мебели, инвен­таря

Санитарные узлы для мальчиков и девочек

Учебно-производствен­ные мастерские с инвен­тарными и подсобными помещениями:

— швейная

— картонажно-переплет­ная

— столярная

— ткацкая

— механической сборки

— электромонтажная

— токарно-фрезерная

— гончарная

— обувная

— ручных ремесел (вяза­ния, лозоплетения и пр.)

— ремонта аппаратуры и бытовой техники

Класс подготовки млад­шего медицинского пер­сонала с кладовой учеб­ных пособий

4

36

18

54

24

по расче­ту

36+12+10

72+18+10

54+18+10

54+18+10

36+18

36+18

72+18

54+18+10

36+12+10

36+12+10

36+18+10

36+10

Распределить поэтажно

Для средних и старших школь­ников с недо­статками умст­венною развития

Для средних и старших школь­ников с недо­статками умст­венного развития

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(справочное)

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ

ПОМЕЩЕНИЙ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

№№

Наименование

Площадь, кв. м

Примечания

пп

помещений

на 1 место

общая

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Зрительный зал:

— для умственно отста­лых детей

— для детей с недостат­ками физического разви­тия

Эстрада при зале

Кинопроекционная с пе­ремоточной и радиоуз­лом

Фойе

Помещения для артистов

Санитарный узел с умывальником в шлюзе

Радиоузел

Фильмовидеотека

Помещение пожарного поста

Студия кабельного теле­видения

Кладовая мебели и ре­квизита

Кладовая аппаратуры

Музей

Комната художника

Кружковые помещения:

— кружок кукольного театра с подсобным по­мещением

— танцевальный класс с помещением для пере­одевания и санитарным узлом

— кружок лепки с кла­довыми инвентаря и готовых изделий

Зал игровых автоматов с подсобным помещени­ем

Инвентарные

1,2

1,8

1,0 на 1 место в зритель­ном зале

54

27

15х2

3

12

18

10

18

24

8

54

12

54+18

72+18+3

36+8+10

54+12

36

Во всех типах до­мов-интернатов на 120% обучае­мых детей школь­ного возраста

Используется как выставочный зал, зал для танцев и игры в настоль­ный теннис

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Санитарные узлы с умывальниками в шлюзе

Уборные персонала

Кабины личной гигиены

Спортивный зал 12х24 м

Хранение спортивного инвентаря

Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами:

— для умственно отсталых

— для детей с недостат­ками физического разви­тия

Комната инструктора-ме­тодиста

Лечебно-оздоровитель­ный бассейн с ванной 5х10 м

Комната методиста с са­нитарным узлом

Раздевальная с душе­вой и санитарным узлом

Помещения уборочного инвентаря

Узел управления

Лаборатория анализа во­ды

Комната медсестры

Кладовая спортивного инвентаря

Блок бани сухого жара:

— камера сухого жара

18х2

3х2

4х2

288

16

36х2

42х2

12

160

10+4

36

6

6

8

10

8

10

Разместить при женских уборных

Используется также для занятий ЛФК

По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную

то же

На 10—12 детей из расчета 4—5 на место

В состав санитар­ного узла входят унитаз, душ, умывальник

Должны распола­гаться смежно и иметь выход на обходную дорожку

Предусматривает­ся

— предбанник с душем

— уборная с умывальником в шлюзе

— раздевальная

— комната отдыха

— кладовая инвентаря

10

3

12

12

4

только в учреждениях для детей с недостатками физического развития, может располагаться в составе помещений медицинского обслуживания

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(справочное)

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ

ПОМЕЩЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

№№

Площадь помещений,

кв. м

п.п.

Наименование

помеще­ний

для умственно отсталых детей

для детей с недостатка-ми физиче-ского разви-тия

Примечания

вме­сти­мость до 150 мест

вме­сти­мость свы­ше 150 мест

вме­сти­мость до 150 мест

вме-сти-мость свы­ше 150 мест

1

2

3

4

5

6

7

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Кабинет заместителя директора по медицин­ской работе

Кабинет педиатра

Кабинет консультатив­ного приема с темной комнатой

Кабинет старшей меди­цинской сестры

Процедурная

Аптечная комната

Стерилизационно-автоклавная с помещением хранения и выдачи стерильных материалов

Стоматологический кабинет

Кабинет психоневролога

18

15

20+8

12

18

8+4

12+6

16

15

18

15

20+8

12

18

10+6

12+6

16

15

18

15

20+8

12

18

8+4

12+6

16

15

18

15

20+8

12

18

10+6

12+6

16

15

10.

Кабинет логопеда

18

18

один кабинет 18 кв. м на 20—25 мест

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Кабинет ЛФК

Кабинет индивидуаль­ного массажа и заня­тий ЛФК

Ингаляторий со стерилизационной

Кабинет гидропатии

Раздевальная

Водолечение:

— ванный зал

— раздевальная

— кабинет подводного массажа

Кабинет светолечения

Кабинет электролечения

Подсобная комната

Аминозиновый каби­нет с подсобным поме­щением

Кабинет озокерито-парафино-лечения, горячих укутываний

24

18

24

28

14

28

14

12

36

18х2

30

28

14

54

18

16

24

18х4

24

28

14

28

14

18

12

28

10

18+6

16+6

36

18х8

30

28

14

54

18

18х2

16

54

12

18+6

22+8

По 7—8 кв. м на 1 ванну в открытом помещении. Одна ванна должна быть приспособ-лена для обслужива-ния детей-опорников

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Кабинет механотерапии

Кабинет электросна

Кабинет оксигенотерапии

Кабинет психологиче­ской разгрузки

Инвентарная

Комната персонала

Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлю­зе

Комнаты хранения предметов уборки

Санузлы персонала с умывальниками в шлю­зе

18

14

24

12

16х2

4

3

28

20

36

12х2

18х2

4х2

3х2

28

18

14

18

24

12

16х2

4

3

54

28

20

24

36

12х2

18х2

4х2

3х2

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(справочное)

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ

ПОМЕЩЕНИЙ СТОЛОВОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ КУХНИ

№№ п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

в учрежде-ниях до 150 мест

в учреж-дениях свыше 150 мест

1

2

3

4

5

1.

Обеденный зал

2,4 кв. м на 1 место

Только в домах-интернатах для детей среднего и старшего возраста

2.

Умывальные

3 кв. м (1 умывальник) на каждые 18—20 мест

то же

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Раздаточная

Сервизная

Моечная столовой посуды

Горячий цех

Хлеборезка, хранение хлеба

Моечная кухонной посуды

Холодный цех

Цех мучных изделий

Мясо-рыбный цех

Овощной цех

Комната заведующего про­изводством

Кладовая суточного запаса продуктов

Кладовая сухих продуктов

Охлаждаемые камеры:

— продуктов

— отходов

Помещение первичной обра­ботки продуктов (овощей и птицы)

Загрузочная, кладовая тары

Кладовая белья:

— чистого

— грязного

Кладовая и моечная тары

Комната персонала с душе­вой и санитарным узлом

Комната кладовщика

Кладовая овощей, солений

Комната хранения предме­тов уборки

Раздаточная

Столовая персонала с под­собным помещением

18

6

16—18

54

6

8

10

10

18

15

8

8

10

20

4

8+6

14

6

4

12

18

12+6

4

16

16+6

24

8

30—36

70

8

10

14

14

24

18

8

10

14

32

4

10+8

18

8

6

16

24

6

16+8

4

20

18+8

то же

то же

то же

Не менее двух камер

С выходом наружу

С выходом на участок

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(справочное)

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ

ПОМЕЩЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-БЫТОВОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

№№ пп

Наименование помещений

Площадь помещений, кв. м

Примечания

в домах-интерна­тах до 150 мест

в домах-интерна­тах свы­ше 150 мест

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Вестибюль с гардеробом для посетителей

Санитарные узлы муж­ские и женские с умы­вальником в шлюзе

Помещение дежурного

Кабинет директора

Канцелярия-приемная

Кабинет заместителя ди­ректора по хозяйственной части

Помещение дежурного пер­сонала технического обслу­живания

Бухгалтерия с кассой

Комната отдыха персонала

Комната сестры-хозяйки с кладовой

Кладовые грязного белья и чистого белья с починоч­ной

Помещение архива

АТС

Гардероб персонала с ду­шевой и санитарным узлом

Кладовые, инвентарные

Помещение ремонта элект­роаппаратуры с подсоб­ным помещением

Комната хранения предме­тов уборки

Постирочная

Дезкамера

74

5х2

10

18

12

12

10

12+4

24

10+6

10+12

8

18

24

30

12+4

4х2

8+18+6

90

5х2

10

24

14

14

14

18+4

36

12+8

16+20

12

24

36

40

14+6

4х2

8+22+8

по расчету

Может распола­гаться в подва­ле

то же

Может распола­гаться в подва­ле

то же

то же

В случае, если в составе поме­щений хозяйст­венного обслу­живания пра­чечная не пре­дусмотрена

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

(рекомендуемое)

ГАБАРИТНЫЕ СХЕМЫ ПОМЕЩЕНИЙ

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 1. Планировочная схема спальной комнаты на 2 места. (Вариант при шаге 3,6 м). Экспликация оборудования: 1 — кровать 190х70, 2 — диван 200х75, 3 — тумбочка 40х80, 4 — тумбочка 40х40, 5 — стол 60х100, 6 — стул 40х40, 7 — кресло 50х50, 8 — торшер, 9 — банкетка, 10 — инвалидная коляска, 11 — комбинированный шкаф

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 2. Планировочная схема спальной комнаты на 2 места (вариант при шаге 3,2 м). Экспликацию оборудования см. рис. 1

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 3.  Планировочная схема спальной комнаты на 3 места (вариант 1). Экспликацию оборудования см. рис. 1

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 4. Планировочная схема спальной комнаты на 3 места (вариант 2). Экспликацию оборудования см. рис. 1

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 5. Планировочная схема спальной комнаты на 4 места. Экспликацию оборудования см. рис. 1

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 6. Планировочные схемы санитарных узлов. Вариант 1 — уборная с умывальником. Вариант 2 — санитарный узел при спальной комнате. (а — вариант с душем, б — вариант с ванной). Экспликация оборудования: 1 — унитаз детский 30х50, 2 — унитаз для взрослых 40х60, 3 — умывальник детский 50х30, 4 — умывальник для взрослых 60х40, 5 — душевой поддон 80х80, 6 — поворотное кресло, 7 — ногомойка 40х60, 8 — банкетка 40х40, 9 — вешалка для полотенец, 10 — поручни-держатели, 11 — шкаф хозяйственный

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 7. Планировочная схема санитарного узла для дошкольных групп (Вариант 1). Экспликация оборудования: 1 — унитаз детский 30х50, 2 — унитаз для взрослых 40х60, 3 — умывальник детский 50х30, 4 — умывальник для взрослых 60х40, 5 — душевой поддон 80х80, 6 — поворотное кресло, 7 — ногомойка 40х60, 8 — банкетка 40х40, 9 — вешалка для полотенец, 10 — поручни-держатели, 11 — шкаф хозяйственный

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 8. Планировочная схема санитарного узла для дошкольных групп (вариант 2). Экспликацию оборудования см. рис. 7

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 9.  Планировочные схемы класса на 10 чел. с зоной психологической разгрузки. Экспликация оборудования: 1 — стол ученический, 2 — стул ученический, 3 — стол учителя, 4 — стул учителя, 5 — стол ученический для инвалида-колясочника, 6 — инвалидная коляска, 7 — доска, 8 — шведская стенка, 9 — кресло, 10 — кинопроекционный аппарат, 11 — табурет, 12 — тумбочка, 13 — кушетка, 14 — экран, 15 — умывальник

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

   2,25 м2/1 место

Рис. 10. Габаритная схема организации обеденного места в общей комнате при семейном проживании: вариант 1 — на 8 чел. Экспликация оборудования: 1 — стол, 2 — стул, 3 — инвалидная коляска

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

    

       1,8 м2/1 место

Рис. 11. Схема организации обеденного места в общей комнате при семейном проживании. Вариант 1 на 8 чел. Экспликацию оборудования см. рис. 10

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

     1,8 м2/1 место 

Рис. 12. Схема организации обеденного места в общей комнате при семейном проживании. Вариант 2 на 6 чел. Экспликацию оборудования см. рис. 10

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 13. Примеры оборудования санитарно-гигиенических помещений. Зарубежный опыт (Х. Ю. Калмет)

ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94)

Рис. 14. Типы стационарных сидений в душевых. Зарубежный опыт (Х. Ю. Калмет)

 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.