// //
Дом arrow Гидроизоляционные материалы arrow ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАТЕРИАЛОВ ПРОНИКАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ БЕТОНА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАТЕРИАЛОВ ПРОНИКАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ БЕТОНА

Примечание к электронной версии.

Данная статья вышла в свет летом 2003 года в связи с попытками нашей компании организовать через Госстрой РФ разработку ГОСТа по проверке свойств материалов проникающего действия как единой и доступной всем потребителям и поставщикам базы сравнения на территории РФ.

Эти действия потеряли актуальность в связи с вступлением в силу Закона О техническом регулировании.

Но мы сохранили эту статью на сайте, поскольку она вполне соответствует нашим представлениями об этом рынке.

В данной статье изложены механизм действия и общие свойства материалов проникающего действия (далее МПД), рынок которых в нашей стране быстро развивается в настоящее время, а также некоторые особенности конкуренции на этом рынке. Просим читателя извинить нас за использование в качестве примеров только предлагаемые нами материалы, так как именно из-за этих особенностей мы не можем взять на себя ответственность за информацию о других продуктах.

В последние 5-10 лет для гидроизоляции бетонов все больше используют материалы проникающего действия. Это стало обычной практикой как при строительстве, так и при восстановлении работоспособности сооружений самого различного назначения. Стремительный рост применения МПД понятен: свойства этих материалов настолько необычны, что с их появлением преобразилась сама постановка задачи гидроизоляции.

 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАТЕРИАЛОВ ПРОНИКАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ БЕТОНА

МПД представляют собой тщательно подобранные смеси цемента, песков и так называемой химически активной части (ХАЧ).ХАЧ - основа всех свойств материала. Она является продуктом тонкого химического синтеза. Состав этого соединения всегда является технологической тайной разработчика и не разглашается. Но у всех ХАЧ (любого из материалов проникающего действия) есть общее. Во-первых, они растворимы в воде. Во-вторых, продукты их взаимодействия с кальцием, магнием или алюминием нерастворимы. Для приведения в готовность требуется только смешать МПД с водой в определенном соотношении и образовавшуюся смесь нанести на поверхность бетона. Растворившийся ХАЧ движется по капиллярам или микротрещинам бетона и реагирует со свободным (избыточным) кальцием бетона. Образующаяся при этом нерастворимая соль оседает на стенках капилляров в виде растущих кристаллов. Результатом является сужение просвета капилляра (или микротрещин) и, соответственно, рост гидроизоляционных свойств бетона.

 

Поскольку процесс развивается в массе бетонной конструкции, а не на ее поверхности, то эти свойства проявляются как при прямом (со стороны обработки), так и при встречном давлении воды. Эта же особенность допускает, при достаточной глубине проникновения МПД, нарушения поверхности конструкции без потери указанных свойств - при сверлении, штробировании, сколах и т.п. Кроме того, благодаря отсутствию влаги в теле бетона увеличивается его морозостойкость, а уплотнение капилляров кристаллической структурой увеличивает прочность бетона.

 

При нанесении МПД бетон должен быть мокрым. И чем мокрее, тем лучше. Это чрезвычайно упрощает технологию работы по гидроизоляции, ведь необходимость высушить бетон, в котором имеются протечки воды, является весьма сложной и трудоемкой задачей. А практически все другие способы гидроизоляции бетонных конструкций требуют тщательной сушки бетона.

 

Некоторые из производителей МПД предлагают также дополнительные материалы - для гидроизоляции бетона во время его изготовления (в нашей компании это Пенетрон Адмикс); для заделки крупных трещин и холодных стыков (Пенекрит); быстротвердеющие материалы с проникающим эффектом для остановки фонтанирующих течей (Пенеплаг); для гидроизоляции свежеуложенного бетона (Пенетрон Плюс).

 

Наличие такого комплекса делает возможности гидроизоляции еще более универсальным.

 

Многие МПД позволяют после их применения проводить традиционные виды обработки бетона - штукатурку, окраску, оклейку и т.п.: после обработки МПД капилляры заполнены густой сетью проросших друг в друга игольчатых кристаллов, что перекрывает доступ воде, но сохраняет газо- и паропроницаемость бетона - одно из важнейших к нему требований.

 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАТЕРИАЛОВ ПРОНИКАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ БЕТОНА

Химический состав кристаллической фазы у передовых МПД идентичен составу цементного вяжущего, что обеспечивает абсолютную совместимость бетонной основы и этой фазы и абсолютный срок службы - для материалов уровня Пенетрона он равен сроку эксплуатации самого бетона.

 

Кроме того, Пенетрон, (как и другие МПД с правильно подобранной химически активной частью), с одной стороны, в составе бетона совершенно инертен, что позволяет использовать его в контакте с питьевой водой, с другой стороны, очень устойчив к действию широкой гаммы химически агрессивных средств, что определяет его применение в различных отраслях народного хозяйства.

 

Интересна ситуация и с экономическим аспектом. Несмотря на достаточно высокую цену МПД в состоянии поставки, пересчет стоимости материала для обработки единицы площади поверхности и учет существенного снижения трудоемкости работ благодаря простоте технологии, делает применение МПД экономически оправданным, даже без учета чрезвычайно длительного срока службы.

 

Вряд ли получится перечислить все преимущества МПД в сравнении с другими способами гидроизоляции бетона. Да это и не требуется. Все, кто однажды применил МПД в своей работе, будь то строительная компания, служба водоподготовки завода, домашний мастер, навсегда убеждаются в эффективности материалов проникающего действия. Если то, что они приобрели, можно отнести к проникающим материалам. А вот тут-то и начинается самое интересное.

 

Следует сказать, что эти материалы не являются в мировой практике чем-то новым.

 

В частности, материалы семейства Пенетрон используются более чем в шестидесяти странах мира, а первые работы с их применением проведены около пятидесяти лет назад. Подобный опыт производства и применения, очевидно, сам является гарантией материала.

 

В целом же около десяти фирм представляют в нашей стране свою продукцию, заявляя о ней как о МПД. Предлагаются и импортные, и российские материалы. Но в России отсутствуют нормативные документы, определяющие функциональные показатели и методики их испытаний и применения, что не позволяет выстроить систему сравнения различных продуктов этой группы. Это, в свою очередь, сдерживает осознание целесообразных условий применения разных материалов.

 

Испытания проводятся. Но, в связи с отсутствием указанных выше нормативов, их проводят по стандартам обмазочной изоляции. Это не позволяет установить сопротивление встречному давлению воды (и таким образом, остается неясным вопрос о глубине развития кристаллофазы), срок работы (стабильность и нерастворимость в воде кристаллофазы) материала и ряд других основных для потребления свойств.

 

Доходит до казусов. Мы попытались получить от ряда российских производителей технические условия (ТУ) на их материалы. Нам эти документы не выдали, хотя каждый покупатель имеет право на ознакомление именно с ТУ - это техническая часть договора между покупателем и продавцом. Такой договор юридически действует, даже если это всего лишь покупка коробки конфет в магазине. Следовательно, не предъявляют ТУ либо потому, что их просто нет, и тогда следует ставить вопрос о гарантиях, которые дает поставщик (ведь не будет юридической ответственности за поставку некачественной продукции), либо потому, что качество самих ТУ не вызовет восторга у возможного покупателя.Серьезность ситуации в том, что МПД используют не только в подвалах частных гаражей, но и в нагруженных по прочности и воде промышленных объектах весьма высокой ответственности.

 

Естественно, что компании, которые уверены в предлагаемом ими материале, все громче заявляют о необходимости введения стандартов испытаний. (Справедливости ради скажем: сам факт такого заявления не означает, что сделавшая его фирма хорошо знает свой продукт и уверена в нем. Это может быть и рекламным ходом). Методики проверки важнейших для МПД показателей также не новы - они давно используются за рубежом, и многие поставщики импортных материалов имеют сертификаты Испытательных центров различных государств (Пенетрон таким образом исследован во всех развитых странах Европы и Америки).

 

Некоторые фирмы делают разработки собственных методов исследований, что связано, скорее всего, с наличием в их распоряжении определенного инструментария.

 

В частности, опубликован [1, 2] способ контроля глубины развития кристаллофазы измерением концентрации серы в массе обработанного бетона с предложением воспользоваться этим методом как единой базой сравнения.

 

К сожалению, этот метод не может быть универсальным, так как использование для создания кристаллофазы сульфатов (именно они содержат серу [2]), является особенностью очень малого круга МПД. В основном для этих целей используют карбонаты и силикаты. Причины следующие.Во-первых, сульфаты кальция и магния, в отличие от карбонатов и силикатов этих металлов, растворимы в воде [3]. Следовательно, материалы на основе сульфатов не обеспечивают долговременной защиты бетона, а наличие серы сверх обычного для бетона уровня на некоторой глубине не подтверждает гидроизоляционных свойств в этой зоне бетоне.

 

Во-вторых, растворы сульфатов в воде имеют выраженную кислотную реакцию и, как следствие, вызывают коррозию арматуры железобетона. Поэтому фирмы, разрабатывающие МПД для железобетона, либо избегают использования сульфатов, либо создают специальные механизмы для подавления их коррозионной активности (именно так обстоит дело с Пенетроном). Мы здесь ни в коем случае не заявляем, что материалы, содержащие сульфа-ионы, коррозионно активны, мы лишь говорим о неприменимости указанного метода для всех материалов. И поскольку составы ХАЧ не публикуются, единственным способом проверки активности серы является, видимо, прямое исследование МПД на коррозию арматуры.

 

Кроме того, не все ясно с количественными параметрами метода. Численный счет результатов исследования глубины проникновения Лахты по сере, опубликованных в мае 2003 года [2], дает оценку расхода материала в десятки килограмм на один квадратный метр, что не соответствует ни рекламным заявлениям Растро [1], ни опыту применения Лахты, ни здравому смыслу. (Расчет размещен на нашем сайте www.sazi.ru в рубрике Проникающая гидроизоляция).

 

Этот пример показывает, насколько важно было бы разработать единый метод исследования МПД.

 

Задача является сложной и в организации, и в обеспечении, поэтому представляется целесообразным объединение усилий Госстроя РФ и компаний, представляющих эти материалы на рынке. Мы, со своей стороны, готовы предоставить для организованной рабочей группы имеющуюся в нашем распоряжении информацию о методах контроля и участвовать в этой работе. Внедрение МПД в России только началось, объемы потребления резко увеличатся в течение ближайших десяти лет, сэкономив потребителям огромные ресурсы, и не хотелось бы, чтобы невнимательное отношение к этому процессу со стороны нормирующих органов и возможность некорректного поведения операторов рынка, в условиях отсутствия четких правил игры, мешали этому развитию.

 

Использованные источники информации:

 

1. Журнал Инфстрой 1 (7)/2003. Информационный бюллетень Петербургского строительного центра. www. infstroy. ru

 

2. Протокол испытаний N 240 от 19.03.2003 г. Определение глубины пропитки бетонных материалов составом Лахта. Кафедра аналитической химии СПбТ ТИ (ТУ).

 

3. Справочник по аналитической химии. Ю.Ю.Лурье

 

4. Химия цемента. Х.Тейлор

 

 140002, Московская область,

г.Люберцы, ул.Красная, д.1.

Тел./факс: 777-84-80

 E-Mail: sazi@sazi.ru

www.sazi.ru

 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.