// //
Дом arrow Дороная техника arrow АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Асфальтоукладчик предназначен для распределения по поверхности основания слоя горячего асфальтобетона так, чтобы покрытие имело ровную поверхность, одинаковую (по длине и ширине) толщину и могло выдержать массу тяжелых катков, используемых для его окончательного уплотнения и выравнивания. Эти требования определяют обязательный набор механизмов и устройств, которыми оснащается асфальтоукладчик.

 Гусеничный движитель(рис.1) предпочтителен при работе на менее прочных основаниях, большой ширине укладываемого слоя асфальта, укладке холодных и крупнозернистых смесей, а также на асфальтоукладчиках большой производительности, оснащенных тяжелым рабочим оборудованием и занятых на больших объемах работ или в пересеченной местности. В силу этого гусеничные машины чаще применяют при асфальтировании трасс за пределами городов, а также взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов. Скорость гусеничных машин обычно не превышает 5 км/ч.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.1. Гусеничный асфальтоукладчик

 

 Металлические гусеничные траки асфальтоукладчиков обычно имеют гладкую поверхность. Иногда их покрывают упругим материалом, например, полиуретановыми подушками, что позволяет снизить износ движителя и эксплуатационные затраты, и меньше повреждать опорные поверхности. Некоторые модели комплектуются резиновыми гусеницами, обеспечивающими устойчивое и бесшумное движение со скоростью до 11 км/ч.

 Гусеничная тележка асфальтоукладчика может оснащаться гидроцилиндрами автоматического натяжения гусениц и отличается большим (7...9) числом опорных катков, обеспечивающих равномерное распределение массы по опорной поверхности (рис.2). Гидрообъемный планетарный мотор-редуктор гусеничного асфальтоукладчика соединен со звездочкой гусеничной тележки. Многодисковые стояночные тормоза являются частью бортового редуктора, а функции рабочей тормозной системы выполняет гидрообъемная ходовая трансмиссия. Курсовая устойчивость гусеничных машин обеспечивается системой управления, которая дополнительно может оснащаться электронным блоком синхронизации скоростей гусениц разных бортов.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.2. Большое число опорных катков и упругие траковые подушки обеспечивают равномерное распределение массы машины по поверхности покрытия и предотвращают его повреждение

 Колесный движитель(рис.3) более пригоден для машин малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где частые перебазировки требуют от асфальтоукладчика повышенных транспортных скоростей, а передвигается машина в основном по твердым покрытиям. Транспортная скорость колесного асфальтоукладчика достигает 20 км/ч и более.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.3. Колесный асфальтоукладчик

 У колесных машин крутящий момент регулируемого гидромотора иногда поступает в коробку передач, а иногда - сразу в дифференциал заднего моста, где распределяется между основными ведущими пневмоколесами большого диаметра. При необходимости увеличения тягового усилия дифференциал может быть блокирован. Возможно также использование моторколес с бортовыми редукторами и встроенными в них многодисковыми тормозами.

 Передние соседние колеса примерно в два раза меньше задних ведущих пневмоколес, а их обода облицованы литой резиной. В большинстве случаев устанавливают две пары управляемых колес, причем колеса одного борта закреплены на концах коромысла, середина которого шарнирно соединена с рамой машины (рис.4). Благодаря этому снижается давление груженой машины на опорную поверхность и уменьшается амплитуда ее колебаний на неровностях.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.4. Балансирная тележка передних колес

 Иногда для увеличения тягового усилия на асфальтоукладчик устанавливают ведущие передние мотор-колеса. Если из двух пар передних колес ведущей является только одна (обычно средняя), ось вращения этой пары располагается ближе к оси качания коромысла, чем ведомая. Благодаря этому ведущие управляемые колеса создают большую силу тяги и, кроме того, предотвращается зарывание передних колес на слабых основаниях. Иногда асфальтоукладчики оборудуют системой автоматической подстройки величины крутящего момента передних ведущих колес под сопротивления, преодолеваемые машиной.

 Колесные асфальтоукладчики с двумя парами задних колес могут оборудоваться задними балансирами, качание которых ограничивается гидроцилиндрами. При транспортных перемещениях гидроцилиндр приподнимает переднее колесо, облегчая маневрирование, при работе в зависимости от прочности основания равномерно распределяет нагрузку между колесами или догружает переднее колесо.

 Асфальтоукладчик, независимо от типа ходового оборудования, оборудуется, как правило, гидрообъемной ходовой трансмиссией, обеспечивающей бесступенчатую регулировку скорости и реверсирование движения машины в рабочем и транспортном диапазонах. Элементы автоматического управления работой ходовой трансмиссии облегчают работу машиниста и повышают качество укладки асфальтобетона.

 Электрогидравлический сервопривод позволяет после кратковременных остановок (например, для погрузки смеси) возобновлять движение машины с ранее заданной скоростью без вмешательства машиниста. Скорость укладки может быть задана на дисковом циферблате системы управления, которая затем стремится поддерживать ее сколь угодно долго. Тяговый контроллер обеспечивает точный выбор направления движения и величины тяги.

 В качестве силового агрегата асфальтоукладчики оснащаются дизельными двигателями, расположенными поперек продольной оси машины в центре шасси. Повышенный запас мощности силовой установки позволяет увеличивать рабочие и транспортные скорости и совмещать большее число рабочих и вспомогательных операций.

 Гидронасосы, питающие силовые приводы хода и рабочих органов, выполнены в виде сменных агрегатов, пристыкованных к двигателю в точках отбора мощности. Управление работой двигателя в значительной степени автоматизировано. Так, бесконтактный индукционный датчик, воздействуя через исполнительный механизм на регулятор топливного насоса, регулирует скорость коленчатого вала двигателя, поддерживая ее на постоянном уровне независимо от величины нагрузки. Автоматическое управление позволяет лучше использовать мощность двигателя за счет согласования работы независимых агрегатов и распределения потоков мощности между ними соответственно нагрузке.

 В передней части шасси асфальтоукладчика (рис.5) расположен бункер для укладываемого материала, загружаемый из технологического транспорта. В комплекте с машинами большой производительности может применяться самоходный конвейер-перегружатель, исключающий колебания скорости асфальтоукладчика при подходе и отходе самосвалов и обеспечивающий ритмичное пополнение запаса смеси в его бункере.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.5. Агрегаты асфальтоукладчика:

1 -рама шасси; 2 -упорный ролик; 3- бункер; 4 -моторный отсек; 5 - пост управления; 6- гидроцилиндр подвески блока рабочих органов ; 7 - блок рабочих органов; 8 -распределительный шнек; 9 -ведущие задние колеса; 10- несущий рычаг блока рабочих органов; 11- гидроцилиндр регулировки; 12 -балансирная тележка передних колес

 Необходимость увеличения вместимости бункера при наличии габаритных ограничений на ширину асфальтоукладчика привела появлению машин с откидывающимися бортами бункера. Откидные борта также уменьшают количество неиспользованной смеси, остающейся на стенках бункера, и замедляют ее остывание. Борта откидываются и поднимаются гидроцилиндрами.

 Два скребковых питателя на дне бункера (рис.6), симметричные его продольной оси, перемещают нижние слои смеси из бункера в шнековую камеру, расположенную между задней стенкой малины и навесным рабочим органом. При этом смесь проходит через окна в задней стенке бункера и туннели в корпусе машины, проложенные под силовой установкой и рабочей площадкой машиниста с пультом управления. Иногда количество смеси, выносимой скребковыми питателями из бункера, регулируется шиберными заслонками, изменяющими высоту окон в задней стенке бункера.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.6. Бункер асфальтоукладчика:

1 -наклоняемые стенки бункера; 2 -тоннели под моторным отсеком для подачи смеси к распределительным шнекам; 3 -скребковые питатели; 4 -центральный гребень, закрывающий внутренние тяговые цепи питателей

 

 Заслонки могут перемещаться машинистом вручную, с помощью винтовых передач или гидроцилиндрами. В большинстве современных асфальтоукладчиков производительность скребковых питателей регулируется изменением их скорости. Работа гидромоторов привода питателей жестко не синхронизируется, поэтому их производительность может различаться. Она регулируется либо машинистом вручную, либо автоматом контроля количества смеси в шнековой камере. Скребки питателя крепятся к двум тяговым цепям, из которых внешняя расположена под нависающей стенкой бункера, а внутренняя - под нависающим центральным гребнем.

 У большинства моделей асфальтоукладчиков питатели расположены горизонтально, но иногда, чтобы избежать уплотнения смеси перед распределительными шнеками, питателям придают обратный уклон. В этом случае питатель не только перемещает смесь по горизонтали, но и немного поднимает ее. На крайне ограниченном числе моделей асфальтоукладчиков вместо скребковых питателей используются их шнековые аналоги, не обладающие очевидными техническими преимуществами. На некоторых моделях асфальтоукладчиков с измененной компоновкой привода распределительных шнеков асфальтобетонная смесь выносится из бункера одним питателем, перекрывающим дно бункера по всей ширине.

 Распределение смеси по ширине укладки производится правым и левым шнеками, вынесенными за задний торец машины (рис.7). Направление винтовой линии правого и левого шнеков противоположно, а их общая длина соответствует ширине укладываемой полосы. При изменении ширины укладки длина шнеков также должна меняться. В большинстве случаев используются уширительные шнековые секции, болтами прикрепляемые к основным, но выпускаются и телескопические распределительные шнеки с гидравлическим приводом выдвижения, скорость которых регулируется в зависимости от количества смеси в шнековой камере.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.7. Распределительные шнеки:

1- наружняя опора левого шнека; 2, 9 -контактные датчики количества смеси в шнековой камере соответственно левой и правой; 3, 8 -контактные датчики количества смеси соответственно на левом и правом питателях; 4, 10- соответственно левый и правый шнеки; 5, 7-разгрузочные концы соответственно левого и правого питателей; 6 -стойка с опорами и клиноременными редукторами привода шнеков; 11 -наружная опора правого шнека

 Шнеки приводятся в действие реверсивными гидрообъемными моторами переменной производительности, установленными по центру симметрично продольной оси машины (рис.8). Кстати, традиция такой компоновки, восходящая к механической приводу, и диктует разделение смеси, выносимой из бункера, на два потока. Установка гидромоторов на внешних концах шнеков позволяет отказаться от такого разделения, упростив конструкцию машины.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.8. Компоновка и привод питателей и шнеков:

1 -независимые гидромоторы привода правого и левого шнеков: 2 -правый распределительный шнек; 3- независимые гидромоторы привода правого и левого питателей; 4- левый распределительный шнек: 5- тяговые цепи питателей

 Современные асфальтоукладчики, как правило, оснащаются автоматическими системами, регулирующими скорость подачи смеси и ее распределения по ширине полосы в зависимости от объема смеси в шнековой камере. В качестве датчиков количества смеси может использоваться ультразвуковой локатор (сонар), постоянно следящий за уровнем смеси в камере, или концевые выключатели (см. рис.7), сигнализирующие о достижении смесью максимально или минимально допустимого объема. Сигналы поступают в электронный блок сравнения, который после их обработки корректирует соответствующим образом скорость движения питателей и шнеков. При большой разнице в объемах смеси, находящихся в разных половинах шнековой камеры, автомат может реверсировать шнек перегруженной половины, чтобы быстро устранить дисбаланс. Реверсирование шнеков может использоваться и для уменьшения объема ручных работ при устройстве стыков полос.

 Основные рабочие органы машины: трамбующий брус и выглаживающая плита, объединенные в один агрегат (рис.9), крепятся на боковых несущих рычагах, шарнирно соединенных с рамой асфальтоукладчика и фиксируемых гидроцилиндрами.

 

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

 Рис.9. Схема блока рабочих органов:

1- распределяющий шнек; 2 -боковой несущий рычаг; 3 -выравнивающий щит; 4 -трамбующий брус; 5- вибратор; 6- кожух обогревателя выглаживающей плиты; 7- выглаживающая плита

 

Трамбующий брус уплотняет слой смеси, придавая ему необходимую для последующей укатки прочность, а выглаживающая плита сминает слой до заданной толщины, еще больше повышая его плотность и выглаживая поверхность.

 Эффективность работы плиты повышается благодаря вибрации и нагреву рабочей поверхности. Вибрация поверхности плиты вызывается вибраторами с гидроприводом, установленными на ее корпусе.

 На большинстве моделей асфальтоукладчиков для нагрева плиты применяют газовые горелки, работающие на сжиженном пропане в баллонах. Из всех видов топлива газ наименее токсичен и обеспечивает высокую интенсивность нагрева. Это ускоряет подготовку машины к работе и позволяет использовать плиты с более толстой, а значит, более жесткой и долговечной подошвой. Использование термоэлектрических нагревателей, питающихся от бортового генератора асфальтоукладчика, требует большего времени для разогрева, но при этом тратится более дешевое дизельное топливо и исключаются простои машины, связанные с регулярными освидетельствованиями газового оборудования.

 В настоящее время стала нормой комплектация асфальтоукладчиков одним из нескольких вариантов рабочих органов, предназначенных для группы близких по размеру машин. В набор сменных рабочих органов обычно включается рабочее оборудование стандартной ширины, телескопические уширители с гидроприводом и механически присоединяемые уширители.

 Несколько вариантов оборудования можно собрать из различного сочетания основных и дополнительных секций. Объем монтажных и наладочных работ при установке и замене уширителей и количество сборно-разборных соединений сведены к минимуму.

 Асфальтоукладчик не может обеспечить сооружение качественного покрытия без автоматических систем управления, основные функции которых состоят в выдерживании поперечных и продольных уклонов, задаваемых проволочной струной или многоопорной балкой, по которым перемещается копир, или лыжей, скользящей по выровненной поверхности, уложенному покрытию, бордюрному камню и т.п. Благодаря микропроцессорным технологиям точность регулирования этих параметров значительно повысилась, кроме того, удалось автоматизировать операции по управлению машиной. Среди них:

 выдерживание скорости и направления движения;

 регулирование количества смеси в шнековой камере;

 контроль толщины укладываемого слоя;

 поддержание постоянной температуры выглаживающей плиты;

 контроль параметров двигателя, ходового привода и исполнительной гидросистемы;

 включение трамбующего бруса и вибратора одновременно с началом движения машины;

 поддержание постоянного давления плиты на выглаживаемый слой любой толщины;

 зажигание газа в системе обогрева плиты.

 Рабочая площадка машиниста может оснащаться двумя (левым и правым) равноценными постами управления или - одним, но передвигающимся к левому или правому борту машины в зависимости от желания оператора. Иногда для улучшения обзора операторское кресло может выдвигаться за боковой габарит машины на 0,15...0,20 м в любую сторону.

 

Материал подготовил Демьянов А.А.

 

Контакты

115419, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 34, стр. 3.



Просьба заранее предупредить о приезде, т.к. специалисты распределены по объектам




info@masterbetonov.ru




ООО «Стройсервис» работает на рынке строительного производства c 1992 года.
Основной ценностью для нашей компании являются клиенты, поскольку единственный реальный актив компании — это люди, удовлетворенные нашей работой, которые еще раз захотят воспользоваться нашими услугами. Мы стремимся сделать своих клиентов своими партнерами.